120,9K подписчиков

Как зороастризм повлиял на иудаизм? Семь главных заимствований

1K прочитали

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э. Но если первый стал дальнейшим развитием индоевропейской религии, то второй – сильно отреформированным семитским монотеизмом.

Тем не менее, евреи и иранцы активно взаимодействовали в период Второго храма, когда весь Ближний Восток превратился в огромную Персидскую империю под властью династии Ахеменидов. Тогда иудеями было заимствовано много важных концепций, которые со временем составили основную суть их веры. И еще сильнее повлияли на более позднее христианство.

Но еще больше персидского влияния евреи испытали уже после разрушения Иерусалимского храма и своего рассеяния по лику земному. Как известно, Вавилонский Талмуд был написан в одном из крупнейших городов Сасанидского Ирана – его главной культурной столице.

Что же евреи позаимствовали у зороастрийской религии?

Монотеизм.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.

Хоть современным иудеям очень льстит мысль, что именно их предки основали первую монотеистическую религию, это не совсем так. До Второго храма иудаизм не имел единого центра и представлял из себя кучу родственных культов. Даже цари Иудейского и Израильского царств ставили жертвенники многим богам, не говоря уже об их подданных. Напротив, в зороастризме идея единого бога сформировалась гораздо раньше и раньше был составлен свод священных книг. И лишь после знакомства с персами у детей Сиона постепенно было введено строгое единобожие, а многочисленные духовные тексты были сведены в одном сборнике.

Теологический дуализм.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.-2

В изначальном иудаизме не было противостояния добра и зла, темного и светлого начала. Сатана воспринимался как, своего рода, «божественный обвинитель» (это слово переводится именно так) – существо, которое не противостоит Богу, но по его воле привлекает людей к ответственности за плохие поступки. Лишь после вавилонского плена евреи начали видеть в нем врага Всевышнего и со временем стали верить в вечную войну сынов Света против сынов Тьмы.

Рай и ад.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.-3

В ранних книгах Ветхого завета сказано, что, независимо от их земного пути, все покойники попадают в Шеол («яму») – царство мертвых, наподобие греческого Аида, где они влачат призрачное существование. Ничего не говорится о справедливом воздаянии за грехи, равно как и награде за добрые поступки. Но благодаря зороастрийцам появилась концепция рая и ада и убеждение, что хорошие люди получат вечное блаженство, а плохие – вечное наказание. Первые попадут на небеса, а вторые – в геенну огненную. Эти термины существовали ранее, но использовались в других значениях. Также, была заимствована идея посмертного суда, который ожидает всех.

Мессианство.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.-4

Из зороастризма была заимствована идея Саошьянта («спасителя»), который будет послан Богом в конце времен, чтобы избавиться от носителей зла, воскресить умерших и построить мир заново на справедливых началах, чтобы праведники жили в нем вечно. Так как еврейское национальное государство было уничтожено соседями до знакомства его жителей с персами, мессианство и апокалиптические ожидания хорошо легли на иудейскую народную веру и впоследствии были интегрированы в священные книги.

Понятие дьявола, ангелов и чертей.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.-5

Как уже было сказано, изначальный иудейский сатана был небесным обвинителем, изучающий грехи каждого человека, чтобы Бог вынес по ним решение. Лишь благодаря культурному влиянию Ирана он стал восприниматься, как противник Всевышнего и по статусу ему были положены прислужники-бесенята. Враг рода человеческого стал мыслиться, как полный хозяин подземного царства, где ему служат демоны. А мелкими приспешниками стали существа, чей облик описывается таким же, как и у иранских злых духов дэвов: они большого роста, сильны, глупы, на голове имеют небольшие рожки. В равной степени евреи стали считать, что и Господа окружает множество ангелов, организованных в виде небесной армии в соответствии с определенной табелью о рангах.

Личная ответственность.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.-6

В раннем иудаизме человек нес ответственность за грехи своих предков. Не случайно при завоевании Ханаана израильтяне уничтожили его прежнее население, которое воспринималось, как язычники и нечестивцы, ибо Яхве есть «…Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода…» Но под влиянием зороастризма эта идея стала им чуждой, и в современном иудаизме человек не может быть наказан за чужие проступки.

Зороастризм и иудаизм не имеют общих корней, хотя и появились примерно в одно и то же время – в конце 2-го тысячелетия до н.э.-7

Кроме этого, есть мнение, что были заимствованы и некоторые обряды. Так, зажигание огня во время Хануки с целью освящения Иерусалимского храма, оскверненного язычниками, сильно напоминает соответствующие ритуалы иранских огнепоклонников. Ведь евреи, хоть и использовали в богослужении эту стихию, никогда не присваивали ей сакрального статуса.