Юбиляры 2024 года. Кристоф Виллибальд Глюк

2 июля исполняется 310 лет со дня рождения Кристофа Глюка – композитора XVIII века, представителя классической оперной школы.

2 июля исполняется 310 лет со дня рождения Кристофа Глюка – композитора XVIII века, представителя классической оперной школы.
Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года, в Верхнем Пфальце, детство провел в Богемии. Его дед, Иоганн Адам, работал лесничим на службе у принца Фердинанда Августа фон Лабковица. Отец, Александр Глюк, унаследовал должность егеря. Мать мальчика - Мария Валльбурга. Семья жила в Эрасбахе, в доме, построенном Александром. В 1717 году семья Глюк продала дом, и переехала в Рейхштадт.

С детства Кристоф тяготел к музыке, слушая ее во время церковных месс. В школе научился играть на нескольких музыкальных инструментах. В 1727-1728 году Кристоф отправился в Прагу, в 1731 году поступил на факультет логики и математики Пражского университета. Университет он не окончил.

В 1734-1735 году состоялись камерные премьеры двух опер – «Милосердие Кальдары» и «Синези», поставленных Глюком.
Следующее известие о судьбе Кристофа связано уже с Миланом. Сюда он приехал вместе с князем Антонио Мельци, чтобы играть в оркестре. По приезду в Милан, Глюк познакомился с Джованни Саммартини. У маэстро он продолжил свое обучение, освоив в совершенстве все основные музыкальные инструменты. Сильная оперная школа Италии оказала свое влияние на дальнейшее становление Глюка как композитора. Он пишет свою первую итальянскую оперу – «Артаксеркс» на либретто Метастазио. Ее премьера прошла в рамках традиционного карнавала в декабре 1741 года. Глюка пригласили писать оперы для четырех последующих миланских карнавалов.

В 1744 году прошла премьера оперы «Иперместра» в Венеции, в театре Сан-Джованни-Кризостомо. Произведение в трех действиях было создано на либретто Метастазио, который успел стать постоянным соавтором Глюка. В 1745 году его пригласили в качестве домашнего композитора в Королевский театр в Лондоне В этот период, Глюк написал лишь 6 трио-сонат. К полноценной работе он приступает лишь в 1746 году, на основе своих ранних малоизвестных произведений ставит две оперы: «Артамена» и «Кадута гигантов». В этот же период состоялось знакомство Глюка с Генделем, оказавшим на него огромное влияние. Они дали в Лондоне совместный концерт. В театре Хеймаркет были сыграны сонаты Глюка и органный концерт Генделя. В 1747 году Кристофа пригласили на постановку оперы в честь королевской свадьбы между семьями правителей Баварии и Саксонии. Вскоре Глюк получил приглашение в Вену. Кристофу предлагали поставить оперу Метастазио в честь дня рождения Марии Терезии. В 1748 году премьера состоялась.

В 1750 году Глюк возвращается в Прагу. Здесь, на либретто Метастазио, он создает свою новую оперу – «Эцио», для грядущего Пражского карнавала. А позже представляет публике «Имперметру», одно из самых известных своих произведений. В 1752 году Глюка просят написать музыку к празднованию именин неаполитанского короля Карла VII. Оперу «Милосердие Тито» он создал на стихи Метастазио. Премьера прошла 4 ноября. Женившись на дочери венского коммерсанта, Глюк обосновался в этом городе. Ему предложили должность капельмейстера города. Вскоре на крупнейших мероприятиях зазвучали его произведения. В 1754 году на фестивале в Вене была представлена опера «Синези». В 1756 году, в феврале, в Риме с большим успехом проходит премьера его оперы «Антигоно». Постановка оказалась настолько впечатляющей, что Папа Бенедикт XIV приглашает Глюка к своему двору, чтобы посвятить его в рыцари Золотой шпоры.

В этот период композитор начал смело экспериментировать. Результатом его трудов стал ряд комических опер. В 1761 году Глюк идет еще дальше. В партнерстве с хореографом Анджолини он создает балетную постановку «Дон Жуан» в жанре пантомимы. В 1774 году по просьбе Марии-Антуанетты Кристоф сочинил оперу «Ифигения в Авлиде», впервые с либретто на французском языке. В ней хор впервые стал не фоном для драмы, а ее полноправным участником. После парижского успеха, Глюк снова приехал в Вену, где нашел поддержку в лице нескольких композиторов, талантливого либреттиста, знаменитого хореографа, а также главы придворного театра. За основу взяли сюжет мифа об Орфее и Эвридике, переложенный в либретто Раньери де Кальцабиджи. Вскоре творческий дуэт Кальцабиджи и Глюка представил свои новые работы. Сначала «Альцесту» в 1767 году, а затем «Париде эд Элена» в 1770. После большого успеха, постановки продолжились уже в Парме.

Вскоре Глюк подписывает контракт с Парижской оперой. Ему предстояло создать 6 постановок. Первой постановкой стала опера «Ифигения в Авлиде», затем – «Орфей и Эвридика». В 1779 году состоялась провальная премьера «Эха и Нарцисса» в Париже. В этот период Глюк перенес инсульт и предпочел уехать в Вену. В этот период композитор тесно общался с Антонио Сальери, именуя его своим парижским наследником и протеже. Последнюю свою постановку, «Ифигению в Тавриде» Глюк представил в 1781 году. Опера прошла с большим успехом. В этом же году у него случился повторный инсульт. Но он продолжал работать, и успел дописать De profundis – небольшое произведение, для хорового исполнения. Именно это сочинение исполнил на похоронах Глюка в 1787 году Антонио Сальери. К моменту смерти композитор пережил еще несколько апоплексических ударов. Умер Кристоф Глюк 15 ноября 1787 года.

Похоронен на церковном кладбище близ Матцлайнсдорфа. А в 1890 году прах перенесли на центральное кладбище Вены. Несмотря на то, что, Глюк писал и менее масштабные произведения, его чаще всего упоминают именно как оперного композитора. Точное количество его постановок тоже сложно установить. Кристоф Глюк был склонен перерабатывать свои же произведения. Более того, музыка к ряду произведений была полностью утрачена. Среди них – «Приам и Фисба», «Триумф Камилло», «Ариадна», «Эней и Асканий», «Весталка». Многие свои произведения Глюк представлял в разных редакциях. Часть опер сохранилась фрагментарно. Например, «Артаксеркс» на либретто Метастазио осталась лишь в виде двух арий. А от первой редакции «Артамена» сохранились лишь фрагменты. Но ряд опер, особенно новаторских, исполняется до сих пор.

Литература о композиторе в фонде библиотеки:
1. Ладвинская А. А. 70 знаменитых композиторов : судьба и творчество. – Донецк : Кредо, 2007. – 414 с.
2. Миллер Я. Шеренга великих композиторов. – Варшава : Наша Ксенгарня, 1975. – 128 с.
3. Музыканты и композиторы : краткий биографический словарь. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 480 с.
4. Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера. – М. : Современник, 1997. – 240 с.
5. Сто великих композиторов. – М. : Вече, 2001. – 624 с.
6. Шедевры мирового оперного искусства : история создания, либретто. – К. : Мистецтво, 1993. – 512 с.