«Ложный старт»
Эдгар Дега, 1870
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Дега был увлечён лошадьми. Нет, он не проигрывал состояние на скачках: он писал жокеев. Художник пытался запечатлеть движение, поймать момент реальности.
Но хотя он годами наблюдал за конным спортом, на сегодняшней картине он совершил одну ошибку. А найти её помог спор и фотография.
Промышленник и заводчик Леланд Стэнфорд заключил пари на $25 000 (почти 80 млн рублей сегодня). Он утверждал, что лошадь в галопе отрывает все 4 ноги от земли и в какой-то момент «летит». Чтобы это подтвердить, он нанял фотографа Эдварда Мэйбриджа.
Серия снимков Мэйбриджа в 1878-м подтвердила: такой момент есть. Но это происходит не так, как написал Дега. В момент «полёта» ноги лошади собраны под туловищем, а не вытянуты вперёд/назад.
Когда Мэйбридж стал публиковать свои работы по фотографированию фаз движения животных, Дега купил первое же издание. Даже мастерам всегда есть чему учиться.
Именно эта серия фото Эдварда Мэйбриджа «Салли Гарднер в галопе» (1878) позволила Стэнфорду выиграть пари. А ещё некоторые исследователи считают, что именно с этих фотографий началась история кинематографа.
Мэйбридж показывал свои снимки движения лошади на специальном аппарате, который изобрёл сам — зупраксископе. Зу (зоо) — животное; праксис — действие, движение; скопео — смотрю. До первого сеанса от братьев Люмьер оставалось 16 лет.
@ArtGallery