Как фотограф доказал художнику правду

«Ложный старт» 

«Ложный старт»  Эдгар Дега, 1870  Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен    Дега был увлечён лошадьми. Нет, он не проигрывал состояние на скачках: он писал жокеев.

Эдгар Дега, 1870 

Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен 

 

Дега был увлечён лошадьми. Нет, он не проигрывал состояние на скачках: он писал жокеев. Художник пытался запечатлеть движение, поймать момент реальности. 

 

Но хотя он годами наблюдал за конным спортом, на сегодняшней картине он совершил одну ошибку. А найти её помог спор и фотография. 

 

Промышленник и заводчик Леланд Стэнфорд заключил пари на $25 000 (почти 80 млн рублей сегодня). Он утверждал, что лошадь в галопе отрывает все 4 ноги от земли и в какой-то момент «летит». Чтобы это подтвердить, он нанял фотографа Эдварда Мэйбриджа. 

 

Серия снимков Мэйбриджа в 1878-м подтвердила: такой момент есть. Но это происходит не так, как написал Дега. В момент «полёта» ноги лошади собраны под туловищем, а не вытянуты вперёд/назад. 

 

Когда Мэйбридж стал публиковать свои работы по фотографированию фаз движения животных, Дега купил первое же издание. Даже мастерам всегда есть чему учиться. 

«Ложный старт»  Эдгар Дега, 1870  Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен    Дега был увлечён лошадьми. Нет, он не проигрывал состояние на скачках: он писал жокеев.-2

Именно эта серия фото Эдварда Мэйбриджа «Салли Гарднер в галопе» (1878) позволила Стэнфорду выиграть пари. А ещё некоторые исследователи считают, что именно с этих фотографий началась история кинематографа. 

Мэйбридж показывал свои снимки движения лошади на специальном аппарате, который изобрёл сам — зупраксископе. Зу (зоо) — животное; праксис — действие, движение; скопео — смотрю. До первого сеанса от братьев Люмьер оставалось 16 лет. 

 

@ArtGallery