154,4K подписчиков

«Я проект уже не считаю полностью своим. Он — народный» Создатель Книжного приюта в Иркутске о деле всей жизни

Поговорили с создателем Книжного приюта в Иркутске, Евгением Гинтовым, который практически на одном своем энтузиазме спасает и сохраняет бумажные книги.

Так устроена лента социальной сети — предлагается то, что по мнению алгоритмов, созвучно твоим интересам. Совершенно случайно, нам на глаза попался паблик Книжного приюта в Иркутске. «Проект создан с целью сохранения книг от глобальной утилизации и поиска этим изданиям новых читателей», говорится в информации к постам. Создатель проекта, Евгений Гинтов, в течение почти девяти лет собирает ненужные хозяевам бумажные книги и продлевает их век — сохраняет, чинит, находит новых читателей и хозяев. Это единственный подобный проект в России на сегодняшний день, и мы не могли пройти мимо — задали Евгению несколько вопросов о том, как начиналось дело его жизни и как это выглядит сейчас.

Добавьте описание
Добавьте описание

— Евгений, идея спасать и сохранять бумажные книги, когда всё движется в сторону цифровых версий, во-первых не может не тронуть любое сердце, а во-вторых, похожа на подвижничество. Расскажите, пожалуйста, об истоках вашего проекта. Как и с чего вы начали «спасение» книг?

— Проект сам по себе не планировался, это получилось совершенно случайно. Я ушел из стоматологии, где раньше работал зубным техником, был такой промежуток времени, когда искал себя и открыл пункт приема макулатуры. Туда, помимо каких-то газет, подшивок, ненужных архивов начали сдавать книги. Поначалу я отправлял книги в утиль, но однажды мне принесли Большую Советскую Энциклопедию, второе издание. А многие ведь на этих книгах выросли, писали с их помощью рефераты, застали то время, когда не было интернета под рукой. И вот, наверное, это можно считать отправной точкой — во мне тогда проснулась ностальгия, воспоминания детства, все, что ушло и чего уже не вернуть. Советская Энциклопедия это то, с чего я начал сохранение бумажного печатного издания. Изначально все складировалось дома на самодельных стеллажах, все время падало, рушилось, потому что помимо этого еще появилась своя основная работа. Дальше проект разрастался, появилась узнаваемость, большую роль сыграло сарафанное радио. Люди привозили макулатуру, я им выдавал за счет этого книги, они могли их выбрать с больших полок, которые я тогда начал строить. И потихоньку, потихоньку дело начало расти, сегодня это уже девяносто тысяч экземпляров. О нас многие знают по России и за рубежом.

Поговорили с создателем Книжного приюта в Иркутске, Евгением Гинтовым, который практически на одном своем энтузиазме спасает и сохраняет бумажные книги.-2

— С какими трудностями сталкивались и сталкиваетесь на пути к цели?

— На самом деле трудностей было много с самого начала: проект я развиваю практически под открытым небом и без теплого помещения. Живем мы в Сибири, в Иркутске. У нас бывают суровые зимы, продолжительность зим довольно большая, это одна из основных трудностей. Как раз сейчас пытаемся ее решить сбором средств на первую теплушку.  А так уже девять лет работаем под открытым небом без теплого помещения, без возможности обогреться. Были у нас трудности с застройщиками, с административным аппаратом, штрафы нам выписывали. Все такие вопросы решаемы, но на это уходит много времени, нервов, внимания, эмоций. На текущий момент всё решили, вот осталось только с теплым помещением разобраться и будем наконец-то чувствовать себя совсем хорошо.

Единственное, сейчас в силу того, что нас уже многие знают, книг привозят очень много по сравнению с теми временами, когда все начиналось. Пристраиваем их, конечно, по социальным учреждениям, но приток в разы больше, чем успеваем реализовать. Работаем с сельскими библиотеками, сами ищем контакты, выходим на связь, с колониями работаем. Вот последний сбор был для ребятишек, которые малолетние осужденные, собрали туда триста книг — подарили им, сейчас в женскую колонию собираем. Перед этим отправляли книги в Архангельскую область, там дом культуры сгорел. Детским домам помогаем.

Добавьте описание
Добавьте описание

— Какая цель стоит перед вами сейчас? Чего бы хотелось в ближайшей перспективе и чего в более глобальных масштабах?

— Ближайшая наша цель, как я уже сказал, это обустройство теплого помещения для всей команды. На сегодняшний день человек шесть постоянно, каждые выходные приходят в проект независимо от погодных условий и еще каких-то факторов. Они стабильно мне помогают в сортировке книг, в сборе книг для социальных учреждений, наведении порядка, в строительстве. И теплое помещение для нас это основополагающее, намерзлись мы уже за прошедшие годы. С месяц я запустил сбор, надеюсь, за лето построим эти восемнадцать квадратных метров теплушки. Если будет желание, хотя бы по 50 рублей перевести, то вот реквизиты: Сбербанк 4276 1802 0427 9201, получатель Гинтов Евгений Ф. При переводе указать: «Строим дом для книг».

Чего бы хотелось...По ближайшей перспективе это проведение мероприятий. Мы подготовили площадку на сорок квадратных метров, получается придумывать культурные события, литературные встречи. Из последнего это была встреча с театралами. Они использовали наше пространство для чтения различных произведений — для них это была практика, для наших посетителей — праздник, все слушали, всем было интересно. Вот этого бы хотелось больше, такого живого общения и мероприятий вживую.

Из более масштабного...Если совсем вот помечтать, то у меня давно зреет план, к которому я иду маленькими шагами. Хочется оставить что-то после себя, чтобы это было достойным делом. Сейчас книги, изданные еще до революции, которые поступают в приют, мы храним отдельно. Не продаем их ни на каких аукционах, копим фонд. В планах у меня в будущем — да, я понимаю, что это будет очень тяжело и по финансам, и по временным затратам, тем более в таком проекте, который ни спонсоров не имеет, ни сторонней монетизации — но все равно: я мечтаю создать Дом Старинной Книги. Сделать собрание изданий восемнадцатого, девятнадцатого веков, довоенных книг. На сегодняшний день их осталось не так уж много. Они хранятся в фондах, куда не всегда людей пускают, в каких-то личных коллекциях. А у нас это было бы доступно всем. Я хочу, чтобы люди могли прийти и непосредственно познакомиться или поработать с таким старинным изданием, потому что это наша память и наша история. Наверное, можно назвать  мою мечту конечной целью, которую я успею реализовать.

Добавьте описание
Добавьте описание

— Скажите, а из чего растет ваша любовь к бумажным изданиям? Был ли у вас дома в детстве такой пресловутый «семейный книжный шкаф»? Что любили, каких авторов? Каких авторов любите сейчас и хватает ли времени на чтение?

— Моя любовь к бумажным изданиям растет, наверное, даже не из книг, а из отношения старших к младшим. Я помню, когда в детстве маленький читал что-то и у меня появлялись вопросы, у папы всегда находилось время на то, чтобы со мной посидеть, ответить, разобрать. И вот это отношение не отталкивало от книги, а вносило свою лепту. У меня не было изобилия бумажных книг, у нас практически их и не было. Вся литературная жизнь это школьная программа была, все было очень скромно.

В детстве, когда я стал учеником года в школе, мне подарили книгу Валентина Распутина «Уроки французского». Эта книга стала моей любимой, до сих пор вспоминаю этого автора — у меня была мечта взять у него автограф, но дальше как-то не сложилось. Я приехал из Братска, поступил в институт МВД, было казарменное положение, и эта мечта так и осталась мечтой. Но если говорить о Валентине Распутине, то у меня в собрании сейчас хранятся книги из его личной библиотеки, вот так даже случается.

Сейчас времени на чтение мало. Пять дней в неделю основная работа, плюс по выходным я всегда в Книжном приюте, так что у меня получается работа семь на семь, выходных очень мало. Любимых авторов я не могу выделить, я читаю в основном более практическую, техническую литературу, что-то по краеведению. Недавно прочитал «Бизнес в позе лотоса» Ризвана Кирка, пытаюсь себя структурировать в плане развития того же проекта, чтобы это было не в ущерб моему психическому здоровью. Пытаюсь работать со своим настроением, поэтому читаю книгу «Терапия настроения» Дэвида Бернса. До этого читал «Сказать жизни «Да!», это когда психолог прошел концлагерь —интересная книга, помогает задуматься о том, какие тогда были у людей проблемы. Как-то возвращает на землю, и ты понимаешь, что твои проблемы это вовсе не проблемы.

— Чем еще увлекаетесь помимо книжного проекта?

— С увлечениями после открытия проекта стало туговато, признаюсь честно. Раньше занимался и спортом, и куда-то выезжали с друзьями, путешествовали, сейчас с этим проблематично. Скорее всего мое увлечение сейчас это изучение антиквариата. Случается с книгами поступают очень интересные старинные вещи. У меня уже собрана определенная коллекция —  тоже для теплушки ее буду использовать, для оформления, для создания атмосферы. Вот это сейчас мне интересно. Ну и по возможности совсем уж стараюсь не забрасывать путешествия.

— Поддерживают ли вас ваши близкие, родители, семья?

— Родители помогли выкупить кусок земли, на котором сначала был заброшенный пустырь, а сейчас располагается наше пространство с Приютом. Я им очень благодарен. Сейчас родители живут не рядом со мной. Папа заканчивал в Благовещенске речное училище, на Братском водохранилище на теплоходе работал, по Лене ходил. Мама всю жизнь проработала в детском садике медсестрой. Есть у меня два брата, они активно спортом занимаются, работают тренерами.

— Есть ли у вас сейчас команда или вы все делаете один? Расскажите, пожалуйста, о хороших знакомствах. Людях, которые, может быть, вам случайно встретились на пути создания проекта и как-то помогли.

— Да, команда у меня, конечно, есть. Есть завсегдатаи, которые всегда приходят в Приют. Делаем мы все вместе, я проект даже уже не считаю полностью своим. Он — народный. И если честно, его тянуть нереально в одного, там колоссальный объем работы. Наверное, так в любом деле. Если хочешь какого-то развития, масштабирования, то без команды выстроить по-настоящему большое дело нереально. Если вернуться к моему окружению до создания проекта и посмотреть после создания, оно просто все — кардинально поменялось. Такое «до» и «после». И я этому очень рад, потому что качество людей, которые меня сейчас окружают — лучшее. Это большой такой, крепкий щит для проекта, который я очень сильно ценю. А знакомств за годы существования проекта было очень много, разных профессий, разных возрастов. И спасатели, и дизайнеры, и люди, служившие в армии, в органах, все творческие профессии — сложно даже всех перечислить. Такое ощущение. что у нас в каждой профессии, в каждом направлении занятий можно найти людей, которые с нами пересекались.

— У вас есть в социальных сетях аукцион «пожилых», очень классных книг, кто этим занимается?

— Да, есть аукционы в соцсетях — все это провожу я. Потому что тут тонкий такой процесс, это не так, что выставил книгу, потом списался с человеком и все. Книги, которые поступают в группу на аукцион, я отыскиваю на полках, оцениваю, что давненько стоят и никто их не замечает. Привожу в порядок. Визуально бывает книга в хорошем состоянии, а начинаешь листать, там обнаруживаются утраты листов — такая уже не годится, конечно — все это нужно самому отслеживать и оценивать. Фотографирую, выставляю, слежу за ставками, записываю за человеком, отслеживаю срок хранения, выдачу, списываюсь с людьми, в общем, этот не сильно простой процесс полностью на мне. Делегировать у меня с моим характером не очень получается, хотя, я стараюсь, но пока с трудом. Но понимаю, что доверить кому-то какие-то этапы в развитии проекта просто необходимо.

— Как устроена «жизнь» сохраненных книг? К вам можно прийти как в библиотеку, взять книгу с собой, почитать на месте или как-то иначе?

— Изначально все книги были бесплатными, мы их просто раздавали людям. Но случились пару моментов, когда люди начали не очень красиво поступать — набирали пакетами, мешками и через какое-то время приходили обратно к нам и снова пытались сдать на макулатуру. Это как ребенка взять из детского дома и потом обратно привести. Пресечь такое удалось только когда я установил символическую плату за книгу в пятьдесят рублей. Это помогает монетизировать проект, даже иногда материалы закупаю на эти деньги. Можно прийти до закрытия, сесть почитать литературу, но чтобы забрать к себе в личную библиотеку стоит символическая плата. Обмена у нас нет на сегодняшний день, его просто пришлось отменить из-за того, что приносили с утратами, испачканные едой, порванные книги и пытались их поменять на хорошие. Так мы поставили доступную цену на книгу и так читатель будет книгу ценить как вещь, которую он приобрел. Если книга ему действительно нужна, то она скорее всего будет прочитана.

— Евгений, спасибо за беседу и за дело, которым вы занимаетесь и которым живете. Желаем расширения и процветания Книжному приюту!

Добавьте описание
Добавьте описание

prosto_chitatel специально для сайта Альтерлит