610,4K подписчиков

В Москве отреставрировали небоскреб, мимо которого боялись ездить на трамвае

В столице завершилась реставрация Дома Афремова, который считается первым столичным небоскребом. Точнее, тучерезом, как называли высотные дома в начале ХХ века.

   Дом Афремова - первый московский небоскреб. / Мосгорнаследие
Дом Афремова - первый московский небоскреб. / Мосгорнаследие

Это восьмиэтажное здание на Садовой-Спасской построено в 1905-м году по проекту Осипа Шишковского. Примечательно, что на плане Москвы 1913 года дом значится девятиэтажным.

До появления дома дешевых квартир Нирнзее в том же 1913-м именно Дом Афремова оставался самым высоким в столице. Есть городская легенда, что некоторые москвичи поначалу боялись ездить мимо Дома Афремова на трамвае. Очевидно, москвичи опасались, что такая махина может завалиться и укрыться в таком случае может только пешеход.

В 1930-х трамвайное движение на Садовом кольце упразднили, заменив трамваи троллейбусами. От них, в свою очередь, избавились не так давно - в 2016-м. Но дом - сохранился.

   Изящный вход в один из подъездов Дома Афремова. / Фото: Мосгорнаследие
Изящный вход в один из подъездов Дома Афремова. / Фото: Мосгорнаследие

Всего в разных районах Москвы около 300 таких зданий, которые стоят уже не менее века и признаны памятниками архитектуры. Более 80 из них отреставрировали за последние 13 лет, отметили в Мосгорнаследии.

Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов также сообщил, что сейчас на реставрации Саввинское подворье, а по доходному дому Левина - его за архитектуру называют "египетским" - идет разработка проекта.

Кроме того, началась реставрация ограды Парка культуры и отдыха имени Горького, главного дома старинной усадьбы Узкое на юго-западе Москвы - она в черте города с 1960 года.

Также ранее стало известно, что завершена реставрация настенной живописи XVIII века в церкви Петра и Павла на Новой Басманной улице.

Церковь Петра и Павла - редкий образец петровского барокко, он ярко украшен настенной живописью. В нижнем храме из-за хорошей сохранности нужно было только очистить изображения от техногенных загрязнений, а вот в верхнем реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть 40 сюжетным росписям первоначальный вид.

При этом высота строительных лесов под куполом достигала 45 метров. Именно там удалось обнаружить самые древние фрагменты живописи, например на южной стене сохранилось изображение воина первой половины XVIII века.