42,8K подписчиков

Карл Шмидт-Ротлуф

Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты. Немецкий художник-экспрессионист Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884-1976) был другом основателя творческого объединения «Мост» Эриха Хеккеля, вместе с которым еще в юности часто выбирался на всевозможные выставки.

Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-2
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-3
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-4
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-5

Обособленная позиция относительно остальных участников группы помогла художнику выработать индивидуальный стиль живописи, который при этом соответствовал основным творческим «мостовским» установкам. Уникальная манера Ротлуфа представляла собой слияние красок и форм в «чистом», первозданном виде. Он противился всему искусственному и выступал за органическую красоту.

Начиная свою творческую карьеру, Шмидт-Ротлуф ориентировался на стиль Синьяка и
Сёра, но не был их абсолютным последователем. Самоучка Карл превращал маленькие мазки в динамичные мерцающие краски. Так он писал свои традиционные для «мостовцев» пейзажи, что было обычным делом для экспрессионистов, работающих на пленэре и рисовал обнаженную натуру.

Шмидт-Ротлуф никогда не прекращал поиски собственного стиля и старался попробовать себя во всех жанрах. Так, находясь с 1907 года в Дангасте, художник познакомился с
Эмилем Нольде, с которым у него завязались крепкие дружеские отношения.

Мастера манила стихия контрастных форм и ярких красок, и он одну за другой создал картины «Ветренный день», «Деревенский дом» и «Осенний пейзаж». Позднее стиль, в котором были выполнены эти работы, критики обозначали как монументальный импрессионизм, постепенно обретший свое воплощение в пейзаже.

Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-6
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-7
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-8

Но Шмидт-Ротлуф был еще признанным портретистом и мастером сюжетно-фигурной композиции. Его кисти принадлежит полотно «Автопортрет с моноклем», которое по сей день находится в Национальной галерее Берлина. В этом городе с 1911 года художник работал в составе группы «Мост», и здесь же он испытал особое влияние футуризма, кубизма, а также африканского искусства, из-за чего его живопись и графика стали более структурными, но не менее красочными.

Живопись | Карл Шмидт-Ротлуф | Автопортрет с моноклем, 1910 © Artifex.ru
Живопись | Карл Шмидт-Ротлуф | Автопортрет с моноклем, 1910 © Artifex.ru

Рисовать художник не переставал даже во время Первой мировой войны. Весной 1915 года Шмидт-Ротлуф пехотинцем отправился воевать в Россию. Свои «русские» впечатления он увековечил в ряде картин и гравюр на дереве. Одной из них была «Русский пейзаж», созданная на следующий год после окончания войны.

Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-10
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-11
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-12

А немногим ранее Ротлуф закончил работу над наиболее значительным религиозным произведением - ксилографическим циклом Страстей Христовых, также называющимся «Христов альбом».

Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-13
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-14
Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты.-15

С 1920 года наступила «графическая активность» Карла Шмидт-Ротлуфа. Завершив период «Моста», художник сделал огромный шаг вперед в собственном творчестве и вплотную подошел к пониманию новой объективности. В эти годы он проявил себя как мастер станкового искусства, книжного и ювелирного дизайна и, наконец, монументальной живописи.

Приход к власти нацистов заставил художника пересмотреть свои творческие планы. В 1941 году его картины были названы «дегенеративными», и Шмидт-Ротлуф ушел в «тихое искусство», прибегал к малым формам и писал абсолютно безлюдные композиции акварелью.

Художник вернулся к масляным краскам только после Второй мировой войны и начал работу над более крупными по образному масштабу полотнами. Но они теперь лишь изредка достигали прежней экспрессивности. Одной из немногих динамичных картин стала работа «Тропинка в черном лесу», написанная мастером в 1964 году и хранящаяся сегодня в частной коллекции.

Живопись | Карл Шмидт-Ротлуф | Тропинка в черном лесу, 1964 © Artifex.ru
Живопись | Карл Шмидт-Ротлуф | Тропинка в черном лесу, 1964 © Artifex.ru

В позднем творчестве Карл Шмидт-Ротлуф не изменял принципу предметности, оставаясь единственным «патриархом» экспрессионизма. На новые художественные направления художник реагировал довольно сдержанно, но имел серьезное влияние на формирование живописи молодых мастеров.

Автор: Кюбра Икинджи