22,1K подписчиков

Мы работали, чтобы предотвратить победу арабов...

Часть 8. Израиль не должен забывать, о том, кто способствовал его победе в арабо-израильском конфликте.

Киссинджер вспоминает: "В Вашингтоне я собрал то, что мы называем Вашингтонской группой специальных действий. Мы встретились ближе к вечеру, чтобы определиться со стратегией .. Моя группа в то время состояла из высококлассных специалистов по планированию из Белого дома, которых я привел с собой в Госдепартамент для усиления отдела политического планирования. Решение состояло в том, чтобы использовать нападение Египта для продвижения политического процесса...

Американские советники были обеспокоены тем, что Израиль быстро решит исход сражения.. Мы думали, что за считанные дни израильская армия достигнет Александрии еще до того, как египтяне ступят на Синайский полуостров... Поэтому, чтобы обеспечить диалог... Мы хотели прекратить боевые действия и вернуться к прежней ситуации.

В конце дня боев, когда в воскресенье был почти полдень, стало ясно, что египетская и сирийская армии добились значительного прогресса. Но мы с самого начала были полны решимости предотвратить победу арабов, которую мы воспринимали как советскую победу.

С самого первого момента мы были абсолютно убеждены, что восстановим ситуацию такой, какой она была, но к концу первого дня стало ясно, что атакующие армии предприняли крупномасштабное наступление.

Бывший министр подчеркнул, что "сцена сражения полностью отличалась от того, что представляли американские эксперты, когда стало известно о египетском нападении. Когда начались боевые действия, египтянам удалось прорвать линию Бар-Лева, и более 100 тысяч солдат, около 400 танков и подразделений коммандос проникли на Синай, построив несколько мостов через канал.

Израиль терял почти 200 истребителей в день, и многие солдаты первой линии были взяты в плен Египтом. У израильских ВВС не было адекватного ответа на зенитные ракеты советского производства "SA6".

Израильские пилоты, которые были ранены и катапультировались из бомбардировщиков, присоединились к захваченным солдатам в укреплениях "Бар-Лева", а израильские бронетанковые колонны, хаотично продвигавшиеся к Синаю, подверглись воздушной атаке".

"Старый лис" заявил, что за первые три дня боев израильские ВВС потеряли 49 самолетов и 500 танков на Синае... На аварийных складах ощущалась нехватка артиллерийских боеприпасов, и было обнаружено, что оборудование частично заржавело и пришло в негодность.

Киссинджер подчеркнул, что израильское правительство было ошеломлено тем, что происходило, а министр обороны Моше Даян и премьер-министр Голда Меир были на грани краха.

По поводу переброски самолетов США в Израиль, которая "изменила" форму поля боя, Киссинджер говорит: "Был поднят вопрос о пополнении запасов Израиля. Мы основывали наши ранние дискуссии о войне на том факте, что военное превосходство было в пользу Израиля.. Мы никогда всерьез не задумывались о наступлении Египта при советской поддержке на Ближнем Востоке, поэтому, когда это стало ясно, мы заговорили о пополнении запасов... Пентагон решительно выступал против любого пополнения запасов американского оборудования.. Поэтому мы договорились с израильтянами прислать свои собственные самолеты, и мы загрузим их ... В то время это было высокотехнологичное оборудование, которое можно было использовать немедленно.

До утра вторника не было острой необходимости в контактах Израиля с нами на высшем уровне, поэтому посол Израиля Симха Диниц вернулся и сопровождал военного атташе генерала Мота Гура в мой офис... Они описали масштабы потерь Израиля за последние 48 часов и срочно потребовали пополнения запасов..

Это был день, когда вице-президент Спиро Агню подал в отставку из-за обвинений в уклонении от уплаты налогов и взяточничестве, и Никсону пришлось иметь дело с этим конституционным кризисом.. Он сам подвергся нападению.. Это была кульминация расследования "Уотергейтского" скандала и проходивших слушаний, поэтому я не мог увидеть Никсона до пяти часов дня во вторник.. Я сказал послу и военному атташе, что только после того, как встречусь с Никсоном, я смогу дать им ответ..

Я обсудил положение Израиля с Никсоном и примерно в 17:30 передал Диницу свой ответ...

Были две отдельные проблемы: прямое сражение и сражение на дальней дистанции...

В прямом сражении Израилю пришлось бы остановить продвижение противника и начать наступление прежде чем могло произойти значительное дипломатическое вмешательство США...

Я призвал их начать наступление на некоторых фронтах и сказал, что мы будем действовать дипломатично только после того, как это увенчается успехом.

Тем временем мы организовывали гражданскую переброску по воздуху в Израиль, которая должна была начаться немедленно. Мы думали, что это можно сделать очень быстро...

Гражданские воздушные перевозки в соответствии с этим мандатом состоят в том, чтобы дать указание гражданским авиакомпаниям предоставить свои самолеты в распоряжение гражданских воздушных перевозок под их управлением, и в то же время мы продолжали пополнение военных запасов, используя израильские самолеты.

Оказывается, организовать гражданские воздушные перевозки сложнее, но нужно смотреть на это с рациональной точки зрения... Когда я сказал "трудно", это означало 48 часов на организацию.

Итак, израильтяне собирались начать атаку на Голанские высоты, и в то же время они обсуждали предложение о прекращении огня..

Когда стало ясно, что гражданская переброска по воздуху не может быть организована так быстро, как мы изначально думали, я пошёл к Никсону и сказал ему, что нам нужен другой вариант переброски по воздуху, чтобы повлиять на ситуацию. Нам была необходима военная переброска по воздуху.

Тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир с тогдашним госсекретарем США Генри Киссинджером и заместителем премьер-министра Игалем Аллоном в резиденции премьер-министра в Иерусалиме в 1973 году. (фото предоставлено Моше Мильнером / GPO).
Тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир с тогдашним госсекретарем США Генри Киссинджером и заместителем премьер-министра Игалем Аллоном в резиденции премьер-министра в Иерусалиме в 1973 году. (фото предоставлено Моше Мильнером / GPO).

Сообщалось, что Никсон отдал приказ о немедленной переброске военной помощи Израилю по воздуху, и мы начали выполнять этот план в пятницу вечером, а в в субботу утром в ещё больших масштабах. Нам потребовалось три дня, чтобы полностью мобилизовать военно-воздушные силы США".

Продолжение следует.