45,9K подписчиков

Политическое напряжение во Франции: что ждать после парламентских выборов

Опросы на выходах с избирательных участков показывают, что после первого тура досрочных парламентских выборов во Франции лидирует крайне правое «Национальное объединение» Марин Ле Пен, возглавляемое

Опросы на выходах с избирательных участков показывают, что после первого тура досрочных парламентских выборов во Франции лидирует крайне правое «Национальное объединение» Марин Ле Пен, возглавляемое Жорданом Барделлой. Второе место избиратели отдали блоку левых сил, центристы президента Макрона довольствуются лишь третьей позицией.

По итогам двух туров голосования «Национальное объединение» вполне может получить большинство мест в нижнем палате французского парламента Национальной ассамблее. В этом случае по сложившейся политической традиции Макрон должен предложить пост премьер-министра лидеру победившей партии Жордану Барделле.

Сам молодой политик накануне дня голосования заявлял, что готов сформировать новое правительство только в случае получения своей партией абсолютного большинства мест в Национальной ассамблее, иначе он не сможет выполнить политическую программу партии. В случае, если Барделла станет премьером, это будет четвертый случай в истории Пятой Республики, когда президент и глава правительства, как и парламентское большинство, будут принадлежать к разным партиям, и наступит период так называемого «сожительства» между ними.

Принадлежность президента и премьер-министра к разным политическим лагерям не избавляет их от обязанности сотрудничества в интересах государства. Подобное уже происходило в 1986 году во время президентства социалиста Франсуа Миттерана, назначившего премьер-министром Жака Ширака из «Объединения в поддержку республики». В 1993 году премьер-министром стал Эдуард Балладюр из этой же партии при прежнем президенте, а с 1997 года по 2002 президент Жак Ширак назначил премьером социалиста Лионеля Жоспена.

Успех подобного политического «сожительства» во многом зависит от того, насколько президент и премьер-министр смогут сработаться друг с другом, ибо, в противном случае, процесс принятия решений будет сложным и не очень быстрым, потому что два высших государственных лица будут преследовать интересы своих политических партий.

В подобном случае у президента, за которым остается последнее слово по всем аспектам международных отношений и политике безопасности, поле для маневра меньше, чем у правительства, имеющего поддержку большинства парламента и которое определяет внутреннюю политику и фактически ежедневно руководит страной. Но без подписи президента не может вступить в силу ни одно постановление правительства, даже касающееся внутренней жизни страны.

Политическая практика Франции показывает, что в прошлом случались столкновения президента и правительства по вопросам внутренней и экономической политики. Так, например, в 1986 году Франсуа Миттеран не утвердил решение правительства Жака Ширака о приватизации нескольких десятков банков, предприятий и страховых компаний, национализированных сразу же после прихода Миттерана к власти.

Как сложатся отношения у Макрона с вероятным премьер-министром Барделлой пока не ясно. Известно только то, что часть предлагаемой повестки «Национального объединения» для Макрона неприемлема. В случае, если президент не будет подписывать, как в прошлом Миттеран, постановления правительства, а также инициированные правительством законопроекты, то ему придется это обосновать. Президент также может еще до вступления законопроектов правительства в законную силу направлять запросы в Конституционный совет с целью проверки документа на соответствие конституции страны. В этом случае также будут блокироваться инициативы правительства «Национального объединения».

Опросы на выходах с избирательных участков показывают, что после первого тура досрочных парламентских выборов во Франции лидирует крайне правое «Национальное объединение» Марин Ле Пен, возглавляемое-2

В случае, если по итогам выборов «Национальное объединение» получит не абсолютное, а относительное большинство в парламенте, а Жордан Барделла выполнит свое обещание и не станет премьер-министром, то правительство будет формироваться на основе коалиции. Если же коалицию создать не удастся, то политическая система страны просто перестанет функционировать, потому что президент будет иметь право снова распустить Национальную ассамблею и назначить новые досрочные парламентские выборы только через один год.

Если же коалиционное правительство будет создано, но будет иметь в парламенте только относительное большинство, то оно с целью продвижения своих законодательных инициатив может воспользоваться статьей 49.3 конституции, которая позволяет правительству провести закон без голосования в Национальном собрании при условии, что на протяжении следующих за этим 24 часов не будет вынесен вотум недоверия правительству. Опасность вотума недоверия не позволит правительству слишком часто пользоваться названной статьей конституции.

Что касается права президента, то он тоже имеет возможность править страной без оглядки на парламент и правительство. Статья 16 конституции наделяет его чрезвычайными полномочиями в кризисных ситуациях возможностью принимать законы и декреты без одобрения парламентом. Но на протяжении оставшихся до окончания каденции Макрона трех лет, подобное правление вряд ли возможно.

Выход также может быть в отставке Макрона и назначении досрочных президентских выборов, но действующий президент Франции уже заявлял, что в отставку не собирается.

Произойдет ли политический кризис во Франции, покажет второй тур выборов 7 июля и дальнейшие события, последующие за ним.

Текст: Александр Черный