17,5K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Кое-что о португалоязычном проге. QUARTETO 1111. Предисловие

Один из самых инновационных музыкальных проектов за всю историю португальского рока. Первая симфо-роковая группа Португалии, за период активной деятельности которой, составивший неполных девять лет (1967-1976), выпущено три долгоиграющих альбома (Long Play), динамично сопровождавшихся потоком многочисленных миниформатных дисков – Single Play и Extended Play, общим количеством около двадцати.

Для того, чтобы обстоятельнее уяснить сущность португальского рока в целом – как Rock Português, и специфику субжанровых ответвлений, в частности, – Rock Progressivo Português,

Отдельным достаточно объемным сектором глобального музыкально-коммуникационного пространства, заполненным своеобразными звуками португалоязычного рока, занимают архивные аудиозаписи представителей бразильской прог-сцены (Prog Rock Brasileiro), среди наиболее характерных для 1970-х – начала 1980-х годов выделяются – CASA DAS MÁQUINAS, PESO, SOM NOSSO DE CADA DIA, MOTO PERPÉTUO, TERRENO BALDIO, O TERÇO, SECOS & MOLHADOS, ALMA DA TERRA и др.

Ютуб-канал MrLonado

кратко рассмотрим социальные, исторические, политические и информационные предпосылки возникновения и развития этого феномена.

Предыстория такова. Как известно, Португалия находится на самом краю европейской суши. В 1960-е годы на западном берегу Пиренейского полуострова, омываемом Атлантикой, царила удушающая социальная среда. Авторитарный режим Антонио ди Салазара, фактически управлявшего страной с 1932 по 1968 годы, привел к ее изоляции на международной арене, погрузил в неграмотность и обрек народ на глубокую социальную, технологическую и культурную отсталость.

Условия жизни были чрезвычайно неблагоприятными, нередко, с голодом и нищетой. Были установлены тесные связи с тоталитарным режимом Франко в соседней Испании.

Четвертого февраля 1961 года в Анголе началась португальская колониальная война и многих участников молодежных бит-ансамблей первой волны массово призвали для прохождения воинской службы. В целом же, сотни тысяч людей были вынуждены эмигрировать в поисках лучшей жизни.

В таких информационных жестко контролируемых условиях проникновение новой музыки – рок-н-ролла в Португалию вызывало трудности.

Своей звукозаписывающей индустрии в этой стране в то время, можно сказать, фактически создано не было, а записи иностранных музыкантов в 1950-е и 1960-е годы практически невозможно было достать. Большинство из немногих виниловых грампластинок завозилось из-за границы теми из состоятельных граждан, которые имели финансовые возможности не только посещать другие страны, но и покупать там музыкальную аудио-продукцию, олицетворявшую стремительное глобальное движение новой поп-культуры.

Радио не спасало. И хотя музыкальные радиопередачи стали время от времени выходить с 17 февраля 1957 года (Radiotelevisão Portuguesa), на радио популярная музыка транслировалась весьма избирательно. Каждая песня для эфира выбиралась радиоведущими очень осторожно.

Конечно, можно было попробовать отыскать волны нескольких «пиратских» радиостанций Radio Atlantis, Radio Mi-Amigo и некоторых других, осуществлявших нелицензированное вещание всех новых рок-хитов из Атлантики, курсируя на судах вдоль западных берегов континента. Но местные радиопираты были еще недостаточно подготовлены – как технически, да и в части ограниченности репертуара записей, а сладкие волны таких мэтров, как британская Radio Caroline или голландская Radio Veronica, на скромные по бюджету радиоприемники, которые были у португальских подростков, поймать было нереально.

До середины 1960-х годов наиболее предпочтительным форматом зафиксированного музыкального звука был обычный семидюймовый виниловый сингл на 45 оборотов в минуту. В то время, когда Элвис Пресли и БИТЛЗ доводили миллионы людей по всему миру до полного умопомрачения и массового транса при одном лишь виде своих кумиров, на фольклорных ранчо неспешно распространялась особая португальская версия рок-н-ролла. Такой «пиренейский» вариант был доморощенными местными музыкальными интерпретаторами условно окрещен термином Ié-Ié.

В Испании такую музыку называли Yé-yé.

По самым общим подсчетам в период бума жанра по всей Португалии действовало более 300 бит-групп, которые в основном выступали с концертами в школах, колледжах и университетах

Например, THE PLAY-BOYS за пять лет существования удалось выпустить всего несколько синглов («Because I Hate You», «Little Rosy»). Основными участниками этого бит-коллектива были 21-летние вокалист и барабанщик Жоао Сейксас (João Seixas) и бас-гитарист Хорхе Себастьян (Jorge Sebatião). Органистом квартета стал 18-летний Серджио Спинола Гонзалес (Sérgio Spínola Gonçalves), вдобавок самостоятельно овладевший игрой на альте, флейте и перкуссии. Именно с этой группой в конце 1960-х годов приобрел опыт мульти-инструменталист Хулио Перейра (Júlio Pereira).

В конце 1960-х – первой половине 1970-х годов в социально-экономическом развитии Португалии произошел качественный скачок. Изменения не могли не отразиться, в том числе и на состоянии дел в индустрии звукозаписи.

В 1967-1969 годах в Португалии появилось несколько групп, экспериментировавших с новыми звуками, которые доносились из Англии и США. И хотя коммерческого успеха не было у них не было, Ié-Ié оказался уже необратимо устаревшим...

Одними из национальных лейблов стали Alvorada (1964), Sonoplay (1966), Tecla (1967), Vértice (1968), Zip Zip (1969)

Именно на этой фирме вышли два сингла «Acid Nightmare//Wish Me Luck» (1971) и «Great Goat//Smashing Life» (1972) группы XARHANGA, основанной в Лиссабоне клавишником и гитаристом Хулио Перейра, вокалистом Карлосом Кавальейро (Carlos Cavalheiro) с узнаваемым тембром и харизмой.

Ютуб-канал Al. Ibikus

С учетом особенностей португальского языка название квартета читается как «Шарага». Однако, к сожалению, эти две «сорокопятки» с четырьмя композициями оказались единственными фонодокументами в творческом наследии XARHANGA – мощного проекта, ориентированного на «прогрессивную хард-психоделию», и напоминающего ранних ATOMIC ROOSTER, URIAH HEEP, DEEP PURPLE и GRAND FUNK RAILROAD… Сегодня первый SP входит в 25 discos Portugueses da música pesada 1970-1990. Португальцами, которых без преувеличения следует относить к предшественникам мирового «прог-метала», представлен великолепный фонографический материал на английском языке, композиционно-структурно, отчасти, даже более сложный, чем у названных выше мэтров. Продолжением проекта можно считать экспериментальный альбом Bota Fora, стилистически приближающийся к территориям классического арт-рока. Диск на португальском языке Перейра и Кавальейро записали вдвоем, под своими именами в 1975 году выпустив данный LP на фирме Orfeu.

[Roda (1970), Diapasão (1971), Imavox (1972), Fénix (1973), Metro-Som (1974), M.E.L. – Música & Electrónica, Lda. (1975), Rossil (1977), Pintainho (1978), Edisom (1979) и другие небольшие фирмы, ориентированные на производство записей с местной рок- и поп-музыкой.

Виниловые диски печатались на Fábrica Portuguesa de Discos da Rádio Triunfo и других производствах. Однако активное вмешательство цензуры вызывало дополнительные сложности с подбором и утверждением репертуара для выпуска. Так, например, Комиссией по цензуре из-за противоречивых текстов как с сатирой, так и с практически прямой критикой правительства, направленных против диктатуры в целом, в течение трех месяцев был запрещен дебютный альбом Marasmo, реализованный в 1973 году под маркой лейбла Guilda Da Música симфо-прог-группой PETRUS CASTRUS

В 1978 году PETRUS CASTRUS записали свой второй полноценный концептуальный альбом Ascenção E Queda – гораздо более симфонически ориентированный, с острыми социальноориентированными текстами и философскими размышлениями о будущем нации. Этот диск, который без сомнения можно отнести к жемчужинам португальского симфо-прога 1970-х годов, очень ценился за пределами Иберики. В 2008 году была попытка доработки архивных демозаписей с целью их выпуска в виде нового альбома… 22 августа 2013 года в знаменитом Café Império в Лиссабоне состоялся юбилейный концерт, посвященный 30-летию выпуска фундаментального альбома Mestre. 11 октября 2014 года группа представила шоу под названием Petrus Castrus – Regresso ao Futuro.

Ютуб-канал Petrus Castrus

Проект создан братьями Педро Кастро (Pedro Castro) и Хосе Кастро (José Castro) с участием уже упомянутого Хулио Перейра.

Девятого июня 2015 года за особый вклад в развитие и популяризацию португальской музыкальной культуры Перейра, в 1980-е годы окончательно отошедший от рока, стал кавалером Ордена Infante D. Henrique.

Как видим, прогрессивный рок в Португалии возник не на пустом месте – повзрослев и выйдя из объятий раннего бита, он заявил о себе и другими интересными проектами такими как BEATNICKS, EX-LIBRIS, POP FIVE MUSIC INCORPORATED, OS ÁLAMOS, OS CHINCHILAS, OS CELTAS, OS ESPACIAIS, OS VODKAS, OS TITÃS, TRIO BARROCO, CANARIOS, BANDA 4, THE STOLLERS, HEAVY BAND, PLEXUS, EVOLUÇÃO, FLUIDO, MECHANICAL DREAM, FILARMÓNICA FRAUDE, CONJUNTO UNIVERSITÁRIO HI-FI, GRUPO 5, SHEIKS и др., большинству из которых удалось записать и выпустить от единственного трека для радио, нескольких cинглов или EP до долгоиграющей пластинки.

Ютуб-канал skotterkore

Многие поп-коллективы, решив порвать с традиционной моделью танцевальных ансамблей, становились рок-группой в более широком смысле, а затем уже идентифицировали себя с «симфоническим/прогрессивным роком».

Итак, уяснив в общих чертах пеструю и неоднозначную картину португальского рока, связав ее со спецификой национальной системы звукозаписи, сформированной к началу 1970-х годов, приступим наконец к рассмотрению истории заглавных героев статьи – группы QUARTETO 1111.

Фото предоставлено А.Галиным
Фото предоставлено А.Галиным

Продолжение следует

Автор - Олег С. Редактура - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки книг
Обложки книг

Интернет-радио "Рок на БиС" продолжает трансляции вот здесь

Классик-рок, блюз, хеви-метал, альтернатива, прогрессив, поп-хиты и капелька джаза. Всё лучшее в мире музыки выбрано нашими авторами для вас. Станьте нашими слушателями!