"Мост через реку Квай", давайте "отделим злаки от плевел" (а киноэпос от реальной жизни)

675 прочитали
Мост через реку Квай
Мост через реку Квай
О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-2

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги. Первый деревянный мост через реку, которая сейчас называется Квай был закончен в феврале 1943 года, железобетонный мост был построен в июне. Назывался он "мост 277".

Да, есть такой фильм "Мост на реке Квай" ("The Bridge on the River Kwai"). Фильм получил 7 премий «Оскар», в том числе как лучший фильм года, и ряд других кинематографических наград. Вопросов к фильму нет, ибо ситуация показанная в фильме, очень похожа на то, что происходило. И река такая есть, и мост на этой реке есть, и построили его, действительно, японцы во время войны руками военнопленных. Все как в фильме но, есть нюанс ( не один).

Это не тот мост, и река раньше называлась иначе. Все совсем наоборот. Название реке дал... фильм. Изначально река носила название Мэкхлонг, однако успех вышедшего в 1957 году фильма «Мост через реку Квай» (по одноимённому роману Пьера Буля, который сам когда-то был в плену у японцев) побудил таиландские власти переименовать в 1960 году течение реки выше впадения притока Кхуэной («малый приток») в Кхвэяй («большой приток»).

Есть еще одно отличие. Мост получил повреждения во время войны, но его никто не взрывал, его повредила его авиация. После окончания войны две центральные секции были восстановлены в Японии и переданы Таиланду по репарациям (они и сейчас отличаются по внешнему виду).

Но, главное не в этом, главные герои в этой трагедии совсем другие. Англичане здесь совсем не при чем. Его строили не отнюдь не британцы.

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-3
О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-4

Тайско-Бирманская железная дорога, также известная как Дорога Смерти — железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма), построенная Императорской Японией в ходе Второй мировой войны.

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-5

Дорогой Смерти ее назвали из-за того, что при строительстве дороги, протяженностью 415 километров погибло 106 тысяч человек. Из 106 тысяч погибших при строительстве, 90 тысяч были азиатами. Пленные британцы и австралийцы, в принципе, появились на строительстве дороги только в середине 1943 года (откуда и почему - сказ особый).

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-6

А где же "тот" мост? Это выдумка?

Да, вот не совсем. Наверное, "цивилизованная Европа", вообще бы не заметила строительства этой дороги и японских жертв, если бы не лагерь Сонгкурай (Сонгкрай). Вернее, лагерей здесь было три.

Строительство дороги шло с двух сторон, и фактически, основная работа была уже сделана руками азиатских пленных и "ромуша" (чернорабочих из Индонезии). Два участка дороги соединились в октябре 1943 года.

Я умышленно акцентирую внимание на этом факте только только потому, что "перекос" идет в другую сторону. И даже на судебном процессе над японскими офицерами, им в вину ставились только преступления против европейцев, а о 90 тысячах погибших уроженцев Азии даже не упоминалось. Всего их было 180 тысяч, выжила лишь половина. Белые "штрафники" на стройке появились позже.

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-7

Первые 393 австралийских заключенных прибыли 25 мая 1943 года. Именно эта группа понесла самые тяжелые потери. Их выкосила эпидемия холеры. Затем 7 июля прибыла вторая партия австралийцев (1020 человек). После этого, 23 августа прибыли 670 британцев Все они были "штрафниками" из Сингапура. Потом начали прибывать пленные голландцы и французы из Индонезии (и среди них как раз и был автор книги Пьер Булль).

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-8

Заключенным было поручено построить 15-километровый участок железной дороги, включая деревянный мост через реку Сонгкалия (Хуай Ро Кхи). Мост через реку Сонгкалия стал известен как Мост 600, потому что во время его строительства погибло 600 заключенных.

Бывший хайлендер Гордона Алистер Уркварт, автор книги "Забытый горец" пишет в своей книге:

“Нас было 1700. К тому времени, когда железная дорога была закончена, их осталось всего 400. Если ты падал на обочине, тебя оставляли умирать, или они позаботились о том, чтобы ты умер. Всего 10 дней назад мне приснился кошмар, о событиях 70-летней давности ”,

Еще фразы из воспоминаний:

"Нам иногда приходилось неделями питаться лишь небольшим ежедневным рационом риса с солью, кишащего личинками. Малярия, дизентерия и холера были широко распространены". “Мы ели любую растительность, какую могли”, “Змеи были очень вкусными, если их удавалось добыть”, “Ящерицы могли достигать 18 дюймов в длину и были довольно милыми. Мы просто убивали их, освежевывали и варили в небольшом количестве воды в кастрюле”.

Если говорить в целом о дороге, то из 60 тысяч "белых" занятых на строительстве завершающего участка дороги погиб каждый четвертый. Среди умерших военнопленных было: 6318 британцев, 2815 австралийцев, 2490 голландцев, 356 американцев и несколько французов и канадцев.

Если говорить о конкретном лагере, то...

Комендант лагеря бывший 1-й лейтенант 5-го Железнодорожного полка Хироши Абэ (которому на тот момент был всего 21 год) был осужден. Сначала просили повешение за 600 "белых", погибших в лагере, потом сошлись на 15 годах, из которых он отсидел 9 лет и был освобожден.

Был документальный фильм, в котором спустя 70 лет встречались японцы-надзиратели и бывшие заключенные. И видно, что... ни британцы, ни австралийцы ничего не забыли и не простили.

В конце фильма Такео Есино, призванный в 1941 году инженером на железную дорогу, кланяется и выражает свои сожаления. “Пожалуйста, примите мои извинения. Мне просто очень жаль военнопленных. У них были такие трудности. Но мы выполняли приказы. Война - ужасная вещь. Нам нужно сохранить мир во всем мире ”. Выглядело... не очень искренне. Ну да ладно, не о том речь.

О чем вообще идет речь? Это один из мостов на трассе Тайско-Бирманской железной дороги.-9

Почему же показывают "не тот мост"?

"Тот" деревянный мост (и лагеря) давно поглотили джунгли. В результате военных действий дорога была приведена в негодное состояние, и движение по ней долго отсутствовало. Реконструкция прошла в три этапа и завершилась 1 июля 1958 года. Восстановлена и до сих пор используется только часть дороги (130 км), расположенная на территории Таиланда. Большая часть линии разобрана, а рельсы использованы при строительстве других железнодорожных объектов. В основном здесь ездят туристы, а также родственники и потомки погибших на ее строительстве пленных.

А из "моста на реке Квай" устроили просто шоу...