Сегодня книги в основном читают женщины: по словам главы сети «Читай-город — Буквоед» Александра Брычкина, среди покупателей их — более 70%. Вместе с тем и среди авторов женщин становится всё больше. А ведь ещё пару веков назад, во времена Жорж Санд, литература считалась исключительно мужским делом.
Французская писательница пошла против устоев общества и начала писать романы о несправедливом положении женщины. Ими восхищались величайшие мыслители-мужчины того времени — Гюго, Бальзак, Дюма, а Католическая церковь в то же время запрещала их к прочтению.
К 220-летию со дня рождения писательницы собрали восемь самых значимых, по мнению VK Гида, книг, написанных последовательницами Санд в борьбе за видимость женщин и их проблем.
«Индиана», Жорж Санд (1832)
Дебютный роман Санд — об угнетении женщин в браке и об их праве любить, невзирая на расчёт и социальное неравенство.
«Маленькие женщины», Луиза Мэй Олкотт (1868)
Один из первых романов, в котором одна из героинь (Джо Марч) готова пожертвовать семейным счастьем ради карьеры и независимости.
«Жёлтые обои», Шарлотта Перкинс Гилман (1892)
Кажется, только недавно в нашем обществе нормализовали тему послеродовой депрессии, а ведь Гилман написала об этом полуавтобиографическую новеллу почти полтора века назад.
«Унесённые ветром», Маргарет Митчелл (1936)
Роман не о любви, а о дерзкой Скарлетт О’Харе, которая противостоит ударам судьбы и идёт наперекор общественным устоям, чтобы спасти себя и свою семью в годы Гражданской войны в Америке.
«Под стеклянным колпаком», Сильвия Плат (1963)
Полуавтобиографический роман о давлении общества на женщину, которая пытается вырваться за рамки навязанной роли домохозяйки и построить собственную карьеру.
«Рассказ служанки», Маргарет Этвуд (1985)
Антиутопия, в мире которой общество столкнулось с массовым бесплодием, а тоталитарная система насильно сделала из фертильных женщин суррогатных матерей для высокопоставленных представителей власти.
«Большая маленькая ложь», Лиана Мориарти (2014)
Книга начинается как история об убийстве, но по ходу сюжета становится ясно, что на самом деле проблемы куда глубже, а сам роман — скорее о домашнем насилии и сплочённости женщин.
«Рана», «Степь» и «Роза», Оксана Васякина (2021–2023)
Автофикшен-трилогия об отношениях героини с умершими матерью, отцом и тётей, в которой помимо семейных проблем и темы смерти поднимаются темы женского опыта и телесности.
«Кожа», Евгения Некрасова (2022)
Роман о рабстве через женскую оптику, в котором главные героини — русская крепостная Домна и рабыня с американской плантации Хоуп — меняются кожей в надежде изменить свою жизнь.