Найти тему
«Адреса Петербурга»

Подкова

С тех самых пор, как люди одомашнили и заставили пахать на себя свободных и независимых диких лошадей, у последних и начались проблемы с копытами. Роговые части копыт стали быстро изнашиваться, лошади начинали хромать и оказывались нетрудоспособными.

Поначалу, когда лошадей было относительно много, несложно было заменить одну «пришедшую в негодность» лошадь на другую, здоровую. Но ведь так лошадей-то на всех не напасёшься. Пришлось людям искать способы решения проблемы. Сначала додумались обувать лошадей в соломенные башмаки. Этот любопытный способ защиты копыт сохранялся дольше всего в Японии — вплоть до конца XIX века. Кроме соломы пытались также использовать тростник, лыко, верёвки, кожу и даже смолу. Однако эти «башмаки» были весьма недолговечными, а крепление их к ногам лошадей верёвками или ремнями вызывало кожные заболевания. По поводу того, кто и когда впервые стал применять подковывание лошадей бронзовыми и железными подковами, мнения историков расходятся — одни отдают пальму первенства галлам, германцам, славянам и венедам, другие — римлянам. Правда, здесь нужно отметить, что римляне поначалу использовали для защиты поверхностей копыт не классическую современную подкову, а металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для закрепления пластинки на копыте верёвкой или ремнём.

Кто бы, однако, ни был пионером в ковочном деле, приживалось оно довольно медленно. Ещё в VI веке нашей эры подковывание лошадей было весьма редким среди перечисленных выше народов и лишь в IX веке встречается первое письменное упоминание о существовании подковывания у византийцев, которое те, скорее всего, заимствовали у германцев. А во всеобщее употребление в Европе ковка лошадей вошла только в XIII веке. Тогда же научились крепить металлические подковы специальными гвоздями. Даже если поверить в то, что наши предки славяне были среди первых «подкованных» народов, то впоследствии они как-то основательно забыли об этом и вновь в России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне только после указа Петра Первого от 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских».

Подкова. XIX век. Латунь. Из собрания Государственного Эрмитажа. Фотография Юрия Молодковца
Подкова. XIX век. Латунь. Из собрания Государственного Эрмитажа. Фотография Юрия Молодковца

Нужно сказать, что подковывание лошадей — вещь действительно весьма полезная: подковы предохраняют копыта животных от износа и защищают их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее же время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. В наше время в России стандартные подковы изготавливают заводским способом по ГОСТу 5408‑77. В соответствии с величиной копыт выпускаются подковы тринадцати размеров. Также существует более десяти типов подковных гвоздей, а каждый из типов имеет несколько, обычно шесть, основных размеров. Кроме стандартных есть ещё несколько современных разновидностей подков: облегчённые (скаковые и рысачьи), угольные (с невысокими бортиками), зимние, пластиковые, алюминиевые, ортопедические (лечебные) и «подковы», которые вставляются в уши любителями пирсинга. Подковы для передних и задних, а также для левых и правых копыт различаются по своей форме. Кстати, изобретатели не оставляют попыток вновь создать подкову-башмак (на этот раз долговечную), которую можно было бы крепить без гвоздей. Но пока безрезультатно.

Форма подковы и её несомненная польза в домашнем хозяйстве производила такое сильное впечатление на наших предков, что подкова стала считаться символом удачи и чуть ли не счастья. Однако, кроме очевидных суеверий, феномен ковки лошадей породил ещё одну область абсолютно фантастического применения подков — речь идёт о подковывании блох. Первым это сделал, как известно, мастер Левша, дабы утереть нос спесивым англичанам, но и в наши дни находятся продолжатели сего «полезного» дела, причём почему-то в основном на Украине. Для того чтобы подковать блоху, эти мастера используют микроскопические золотые подковы и гвозди толщиной в три микрона.

Рассказывая о подковах, нельзя не вспомнить и о том, что в Петербурге есть здание, намеренно построенное в форме подковы. Речь идёт об усадьбе княгини Дашковой «Кирьяново». По легенде, во время прогулки по Петергофской дороге лошадь из упряжки Екатерины Второй потеряла подкову, и суеверная императрица повелела «на счастье» построить на этом месте для своей подруги загородный домик. Счастье это окончательно материализовалось, когда в 1975 году в усадьбе был открыт Дворец бракосочетания.

Адреса Петербурга | Подкова