37,1K подписчиков

Автомобиль поцарапали на мойке: Можно ли добиться справедливости и как себя вести?

Услугами автомоек пользуется большинство россиян, имеющих личный транспорт. Это удобно и приятно - не нужно самому возиться с ведрами и тряпками, к тому же специальная аппаратура промывает даже труднодоступные места, а химические моющие средства очищают лучше, нежели имеющиеся дома или в гараже.

Но есть и обратная сторона медали - возможные поломки. Неосторожные и халатные работники могут свернуть антенну или зеркало, поцарапать лакокрасочное покрытие и даже разбить стекло. Разумеется, мойщики и их начальство свою вину признавать отказываются. Это несложно, особенно если мелкое повреждение обнаружено спустя некоторое время. Кроме того, часто на входе клиента встречает объявление об отсутствии ответственности компании за сохранность автомобиля. Имеет ли силу и законное основание подобное заявление? Попробуем разобраться.

Расчет “на дурака”

Услугами автомоек пользуется большинство россиян, имеющих личный транспорт.

Если более мягко - на человека, не знающего своих прав. Звучит обидно, но ничего не попишешь. Ситуация регламентируется двумя документами - Законом о защите прав потребителей и Правилами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. И в них обозначено, что граждане или организации, взявшиеся за оказание услуг, обязаны оказывать их качественно. Ущерб придется возместить в трехдневный срок, предоставив владельцу машины детали, материалы или аксессуары соответствующего качества. Впрочем, если хозяин ТС не согласен на ремонт от виновников, он может получить денежную компенсацию в двойном размере.

Однако будьте уверены - сотрудники мойки начнут юлить, объясняя нежелание соблюдать закон тем, что они - “люди подневольные”, нужно ждать начальство. А того, в свою очередь, нет на месте, придется подождать. Если повезет и до вышестоящего вы дойдете, оно будет ссылаться на то самое “ответственности не несем”. Дескать, вас предупреждали. Если повреждение незначительное, многие пострадавшие “отваливаются” на этом этапе. Времени можно потратить много, стоит этого ли неприятная мелочь?

Другой вариант - сотрудники начинают агрессивно давить на клиента, убеждая его, что поломка появилась вовсе не на мойке. Человека могут открыто обвинять в мошенничестве, “подставе” и желании “развести” организацию на деньги. Обычно такое срабатывает с девушками, пожилыми или, напротив, молодыми и неопытными водителями. Они просто пугаются, нервничают и уходят.

Платить или восстанавливать отказываются. Что дальше?

Услугами автомоек пользуется большинство россиян, имеющих личный транспорт.-2

Если вы заметили неприятный нюанс сразу, дело может пойти довольно быстро. Сразу предъявляйте претензию, ищите свидетелей, а главное - не уезжайте с мойки, чтобы не появился повод обвинить вас в том, что поломка произошла за ее пределами. Сфотографируйте автомобиль с акцентом на место повреждения. Потребуйте записи видеокамер. Впрочем, компания не обязана вам их предоставлять. Однако если мойщики уверены в себе, видео поможет разобраться в ситуации.

Если сумма относительно невелика, скорее всего организация согласиться с претензией. Тяжбы с большим риском проиграть ей неинтересны. К тому же ситуация плохо сказывается на ее репутации. Ведь свидетели препирательств быстро “ославят” и часть потенциальных клиентов будет утеряна.

Если же осознание пришло позже, придется действовать иначе. В первую очередь посетите независимого эксперта, который выдаст заключение о характере повреждений и пропишет сумму ущерба в денежном эквиваленте. Услуга платная - придется расстаться не менее, чем с полутора тысячами рублей.

Затем нужно составить письменную претензию со ссылками на соответствующие пункты законов. Может показаться, что проще всего прийти на мойку и отдать претензию, но это не так. Подписывать ваш экземпляр на мойке скорее всего откажутся. А это важно, чтобы потом доказать, что претензия действительно была получена ответчиком. Поэтому пишите заказное письмо и в случае судебной тяжбы предъявляйте чеки об отправке.

Если в течение десяти дней после получения претензии вам не отвечают и не возмещают ущерб, обращайтесь в суд. В список требований, помимо стоимости ремонта, включайте затраты на эксперта-оценщика,юристов, моральный ущерб.

Любопытный факт - вы можете подать в суд и не имея на руках фото или видео подтверждений того, что ущерб получен именно на мойке. Тогда на плечи организации, оказавшей услугу, ляжет обязанность доказать свою невиновность. Однако особо на успех не рассчитывайте - в любом деле многое зависит от судьи.

Как обезопасить себя “на берегу”?

Услугами автомоек пользуется большинство россиян, имеющих личный транспорт.-3

Перед тем, как заехать на мойку, осмотрите автомобиль и запомните, в каком он состоянии. Сделайте фото в моечном цехе до процесса помывки и сразу после него. Не выключайте видеорегистратор. Иногда на записи попадают действия мойщика, приведшие к печальным последствиям. Отдавая машину в руки специалиста, постарайтесь узнать его имя и фамилию. В судебном разбирательстве эта информация может оказаться полезной, ведь когда виновник - не абстрактная мойка, а живой человек, дело пойдет быстрее.

Часто помогает “круговая” страховка с компенсацией ущерба от действий третьих лиц. Однако внимательно читайте в договоре, является ли повреждение на во время мойки страховым случаем. Если да - КАСКО покроет ущерб безо всяких судов и экспертиз.

Чтобы избежать проблем, пользуйтесь услугами привычных и проверенных моек, работающих в течение долгого времени. Вероятность того, что приличная организация примет на работу некомпетентного сотрудника ниже, чем на непопулярных или “молодых” мойках.

А главное - не бойтесь отстаивать свои права. За наглостью недобросовестных сотрудников автомоек часто скрывается страх перед уверенными в себе и знающими закон людьми. Не “ведитесь” на не имеющие юридической силы информирования об отсутствии ответственности, а тем более - на неприкрытую агрессию и встречные обвинения.