9,1K подписчиков

«Засранцы против ГАИ»: как «пираты» создали в России культуру гейминга

1,6K прочитали

Помните развалы с пиратскими дисками, пыльные подвалы компьютерных клубов и то, как вы впервые включили Dendy? Ностальгия уже попала в глаз?

Помните развалы с пиратскими дисками, пыльные подвалы компьютерных клубов и то, как вы впервые включили Dendy? Ностальгия уже попала в глаз?

В эксклюзивном документальном сериале VK Видео «Серьёзные игры: парадоксы российского геймдева» главные эксперты сферы рассказывают о том, как в стране зарождалась игровая индустрия и создавались хиты отечественной разработки: Atomic Heart, «Аллоды Онлайн», «Корсары» и другие. Сериал состоит из пяти серий.

На заре новой культуры

Именно так называется первый эпизод. Он посвящён тому, как формировался рынок видеоигр в России. Представьте: 1993 год, СССР развалился. Пока родители заняты выживанием в условиях кризиса, дети предоставлены сами себе. Компьютеров нет практически ни у кого. И вдруг по телевизору появляется яркая и весёлая реклама. Она гласит: в Dendy играют все!

Первая российская игровая консоль

Dendy была тайваньским нелицензионным клоном восьмибитной японской Nintendo Famicom, появившейся на свет аж в 1983 году. Но в России о существовании консолей, подключаемых к телевизору, не знали. И Виктор Савюк, создатель Dendy, поставил себе амбициозную цель: ввести на рынок практически новую потребность.

Когда Nintendo и SEGA не захотели сотрудничать с Виктором, он заключил контракт с одной из тайваньских фабрик. В 1995 году Dendy в России было продано на 100 миллионов долларов.

И это не было пиратством. До 1996 года ни одна компания, производящая приставки и игры, не имела своих представительств в России (как и на Тайване), и их продукция не обладала лицензионной защитой. Но со временем на отечественный рынок пришли Nintendo и SEGA, с которыми уже довольно устаревшей Dendy было сложно конкурировать.

Эпоха компьютеров и «потраченных» переводов

Для прохождения компьютерных игр надо было знать английский язык. В то время в России с этим были проблемы. Появились компании, которые занимались локализацией иностранных игр для российского рынка.

«Акелла» и её дочка «Фаргус» делали перевод и озвучку высокого класса. Однако пиратские диски «Фаргуса» копировали пираты второго уровня, которые работали «на скорость». Правила рынка поменялись, и теперь при выпуске новой зарубежной игры все сливки снимал тот, кто первым сделает локализацию. На качество перевода уже никто не обращал внимания. Отсюда появилось знаменитое «потрачено».

В ход шёл совсем безумный маркетинг — сумасшедшие обложки дисков: вместо Midtown Madness — «Засранцы против ГАИ», вместо Half-Life — «Полураспад». Иногда издатели полностью меняли весь сюжет игры.

Из геймеров в разработчики

Именно благодаря пиратству в России образовались сообщества людей, любящих игры. Это были самоучки, которые освоили языки программирования, рисование и 3D-моделирование. Появился костяк современной российской разработки видеоигр.

Об этом — уже во второй серии «Серьёзных игр».

Все выпуски ищите в нашей подборке: