154,4K подписчиков

Обзор сериала «Оленёнок» / Baby Reindeer: Я бы даже сказал — олень

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.

Вышедшая на Netflix мрачная трагикомедия стендап-комика Ричарда Гэдда стала вирусной: её бурно обсуждают в сети. Премьера шоу прошла тихо, но потом — эталонный пример сарафанного хита — просмотры выросли на 408%! Абсолютный рекорд стримиг-платформы со времён «Очень странных дел». Историю о сталкинге вдоль и попёрек обхвалили критики и полюбили зрители. Или сделали вид, что полюбили. Чтобы казаться ещё более толерантными.

Жанр: драма, комедия, биография

Режисёры: Вероника Тофилска, Жозефин Борнебуш

В ролях: Ричард Гэдд, Джессика Ганнинг, Нава Мау, Майкл Уилдман, Дэнни Киррэй, Марк Льюис Джонс и другие…

Продолжительность: 1 сезон, 7 эпизодов по 30 минут, проект завершён

Производство: Великобритания

Год: 2024

18+

По накатанной «нетфликсовской» дорожке, перед нами бедолажный, ущемлённый персонаж — стендап-комик Донни Данн (Ричард Гэдд). Он регулярно выступает на «открытых микрофонах» любых пабов, но его тонкий постмодернистский юмор не находит должного отклика у хмельной публики. Да и выступления его, признаться, дрянные.

Нужно как-то жить жизнь, поэтому 30-летний юморист идет работать барменом в затрапезную забегаловку. Работа, конечно, копеечная. Живёт он в доме у матери бывшей девушки. В общем, вы уже понимаете, что Донни Данн это унылая, бесхребетная простокваша с лицом Виктора Михайловича Коклюшкина, мир его праху.

Образ Марты воплотила Джессика Ганнинг, знакомая зрителям по сериалам «Нарушители» и «Фортитьюд»

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.-2

И вот однажды за стойку бара, где работает «герой нашего времени», присаживается средних лет дама с весьма опечаленным ликом (Джессика Ганнинг). Донни скверный стендапер, но хороший бармен: он заводит с посетительницей приветливую беседу. Незнакомка представляется Мартой и говорит, что у неё нет денег даже на чашку чая. Комик, добрая душа, угощает её за счёт заведения. И, с двух ног, влетает в триллер почище «Мизери» Кинга (нет!)

С этого дня Марта начинает приходить в бар ежедневно. Она берёт колу, говорит что у неё уйма дел, и… До закрытия бара рассказывает несчастному о себе. А ещё утверждает, что работает адвокатом влиятельных людей: к примеру, бывшего премьер-министра Дэвида Кэмерона.

Чудаковатая посетительница совершенно не смущает Донни. К тому же она постоянно одаривает его комплиментами и смеётся — это главное — над его шутками. Однако, вскоре Марта разживается электронным адресом Донни, и принимается атаковать его бесчисленными письмами. В них она по-прежнему рассказывает очередные небылицы о своей богемной жизни адвоката для высокопоставленных лиц, недвусмысленно намекает на близость и смело рассуждает о их будущей совместной жизни. Она ничуть не сомневается, что у них роман.

Все сообщения Марта набирает с ошибками и сопровождает надписью «Sent from my iPhone». Хотя никакого айфона у неё нет

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.-3

Она комментирует каждый его пост в соцсетях, караулит у дома, срывает выступления комика, оскорбляет его новую партнёршу. Она доводит и без того затюканного Данна до параноидальной тревожности. Он мчит, волосы назад, в полицию — открывающая сцена «Оленёнка» — но бравые ребята из правоохранительных органов не видят состава преступления. Не от кого, мол, тебя правоохранять: сталкер — женщина. Не занимайся, дескать, ерундистикой. И людей не отвлекай: топни на неё, она и убежит. Но куда там… А сталкерша, тем временем, всё крепче закручивает гайки воображаемой конструкции, сводя на нет личное пространство главного героя.

«Оленёнок» — это полюбившееся Гэдду прозвище, которое ему дала преследовательница. Отсюда и название шоу

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.-4

Однако секрет популярности «Оленёнка» на Западе не в том, что это киноадаптация одноимённого автобиографического моноспектакля Ричарда Гэдда, популярного шотландского комика. Он поднимает тему не только сталкинга, но и абсолютной созависимости на психологическом уровне. Преследователь и преследовательница нужны друг другу по множеству причин. Это болезненный, но союз — возможность признаться самому себе, насколько ты уязвим и травмирован. Весь этот «суповой набор» приводит поколение кинозрителя, сосредоточенного в искусстве кино только лишь на соблюдении правил «новой этики» — в неописуемый восторг. Остальным же, после просмотра, хочется немедленно сходить в душ и смыть с себя увиденную историю.

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.-5

Реальная преследовательница Гэдда за 2,5 года отправила ему 41 071 электронное письмо, записала голосовых сообщений на 350 часов, отправили бумажных писем на 106 страниц и прочее, прочее, включая бесконечные комментарии в соцсетях.

Никаких сомнений, Джессика Ганнинг, сыгравшая Марту — великолепно справилась со своей актёрской задачей. Она отдаёт зрителю целый спектр чувств: бесит, отталкивает, вызывает жалость, вызывает очарование, опять бесит. Но этого чертовски мало для семи эпизодов по тридцать минут. «Щепетильность» затрагиваемых в сериале тем не действует на меня, как на тех господ, которые возвели данное шоу на пьедестал хита: видали мы сюжетные «оба-на» и поозорнее. А унылость главного персонажа, а-ля герои Александра Яценко в ранних картинах Бориса Хлебникова, подчёркнутая его «негероичность» — приводит «Оленёнка» к такому пику тоскливого повествования, что фестивальные режиссёры обзавидовались бы.

Тем же, кто хочет взглянуть на довольно-таки смелую попытку раскрыть психоэмоциональное здоровье современного общества, и краем глаза изучить кинопродукт, который у всех на устах — к просмотру.

Сегодня у нас получился наш любимый формат: два обзора одного сериала от разных авторов. Второй обзор представляет вашему вниманию наш постоянный автор Продолговатый Ящик.-6

Продолговатый ящик для сайта Альтерлит