3,8K подписчиков

Вера в светлое будущее: почему для скульптора Веры Мухиной прошлое ничего не значило

Коллаж © VK Гид. © АГН «Москва» / Мобильный репортер; Фрагмент из альбома «Искусство в быту», 1925 год; © МКУК "ЦБС"
Коллаж © VK Гид. © АГН «Москва» / Мобильный репортер; Фрагмент из альбома «Искусство в быту», 1925 год; © МКУК "ЦБС"

1 июля исполняется 135 лет со дня рождения Веры Игнатьевны Мухиной — выдающегося скульптора XX века, дизайнера одежды и предметов быта, педагога. Масштаб её работ варьировался от колоссального монумента «Рабочий и колхозница» до простого гранёного стакана. В нашем материале мы расскажем о том, как она создавала свои работы, что её связывало с усадьбой Абрамцево и какие люди повлияли на её творческий путь.

«“Я не человек воспоминаний. Прошлое для меня мало значит”, — говорила Вера Игнатьевна. И всё же с какими-то вещами, имевшими ценность лишь для неё одной, было жалко расстаться. С копией головы Будды — её подлинник, хранящийся в Париже, в Трокадеро, в молодости был любимой скульптурой художницы. С рукописями статей, выступлений, с записными книжками и письмами. И главное — с фотографиями и портретами родных, близких».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

Недетская серьёзность

Девушка рано потеряла родителей (маму почти в два года, а папу в 14 лет). Несмотря на это, ей удалось перенять от отца, Игнатия Кузьмича, интерес к живописи и любовь к творчеству. Вера благодаря обеспеченным родственникам росла в достатке, танцевала на балах в Купеческом и Дворянском собраниях, ездила верхом на лошади, играла на фортепьяно, пела и даже писала стихотворения. Училась хорошо, была тихой, внимательной, образованной и с восторгом работала с карандашами, красками и кистями.

«Приземиста, ширококостна, большой лоб, слишком тяжёлый для девушки подбородок, почти сросшиеся брови. Зато какое решительное, какое выразительное лицо! В нём словно воскресает волевая энергия деда, энергия, которой так не хватало Игнатию Кузьмичу. И только взгляд — пытливый, ищущий, чуть исподлобья — унаследует Вера от отца. За его недетскую серьёзность её в отрочестве звали “соколёнком”».
Из книги Ольги Вороновой «В.И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

На рождественские каникулы 1912 года Вера приехала в деревню Кочаны Смоленской области в любимое поместье, где она вместе с отцом и сестрой жила после смерти матери. Туда съехалось много родственников, с которыми она каталась на лыжах и санях с гор, и однажды случилось несчастье: 22-летняя Вера на санях влетела в дерево, удар пришёлся на её лицо — сучок отрезал часть носа. Девушке сделали девять пластических операций, восстановление заняло полгода. Долго не могла она смотреть на себя в зеркало, но взяла себя в руки и полностью окунулась в творчество. Сейчас, глядя на фотографии Веры, и не подумаешь, что с ней случилось подобное.

Ученье — свет

На профессиональном пути Веру Игнатьевну сопровождали её учителя, в 1910–1911 годах это были:

  • Константин Юон — художник, член Союза русских художников, руководитель живописной студии. Художник требовал умения работать по памяти, приводил на занятия натурщиков, чтобы все студенты могли изучить тело, мускулатуру, жесты. Кто овладевал навыком такого рисования — допускался к занятиям на пленэре. Юон показывал и анализировал рисунки великих мастеров: Микеланджело, Рубенса, Гольбейна, Энгра, своей задачей он считал воспитать самостоятельно мыслящих творческих людей, которые должны мыслить — вольно и раскованно, а работать — невзирая на неудачи и огорчения.
  • Иван Дудин — художник, член Союза русских художников, преподавал на Пречистенских рабочих курсах в студии совместно с Юоном.
«Тот не давал нравственных и эмоциональных толчков, но и без него студия не могла бы существовать. “Дудин был очень силён как преподаватель”, — говорила Мухина. “Юон будил, Дудин направлял руку”, — подтверждал живописец Александр Куприн, вспоминая о “незабвенном дорогом времени учения в студии”».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»
  • Илья Машков — художник, участник дореволюционного объединения раннего авангарда «Бубновый валет», куда также входили Кандинский, Фальк, Гончарова и другие. Для него в изображаемых объектах были важны тон, форма и фактура. Гиперболизация цвета, жизнерадостность лубка, цветность расписных трактирных подносов, наивное веселье глиняных игрушек — всё это волновало и цепляло художника. Работая с натурщиками, он говорил им принимать самые необычные позы. Так Вера Игнатьевна перестала скрывать физические несовершенства моделей, а, наоборот, подчёркивала их грубый подбородок, выпирающие ключицы. Во всех этих телах было столько здоровья, силы и жизни, которые потом отобразятся в скульптурах Мухиной.
«Навсегда запомнился Мухиной первый урок у Машкова. Илья Иванович подошёл, посмотрел на её работу и сказал: “Поменьше внимания деталям! Старайтесь уловить форму в целом. Очертите предмет так, чтобы сразу было видно, тяжёлый он или лёгкий, острый или угловатый. Не увлекайтесь мелочами, берите главное!”»
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

В 1912 году исполнилась давняя мечта Веры Мухиной — её отпустили в Париж, там она начала учиться у французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя в студии Academié de la Grande Chaumière (Академия Гранд-Шомьер). Мастер давал простые и мудрые советы, как писать тени, свет, застывшие формы и линии, а между просмотром работ студентов рассказывал о своей жизни, родине и призывал художников быть воинственными и храбрыми. Веру он критиковал и делал замечания: «Вы, славяне, богато одарены от природы, но отличаетесь крайней неуравновешенностью. Вам недостаёт дисциплины, внутреннего контроля». Работа с глиной, создание этюдов, трёхмерных композиций отличается от работы с плоским холстом, всё это закалило девушку и научило разным проявлениям и формам пластического языка.

«От Бурделя Мухина впервые услышала о весомости и полноте формы, о соотношении анализа и синтеза. “Всё состоит из деталей. И каждая из них существует лишь как частица общего целого… Необходимо, чтобы соразмерность частей в произведении искусства соответствовала гармонии мира… Скульптуру надо увидеть изнутри: чтобы создать произведение, надо отправляться от остова данной вещи, а затем уже остову придать внешнее оформление… Статуя… представляет собой вещь скомпонованную, утверждённую Разумом”».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

Помимо лепки у Бурделя, Мухина занималась рисунком в студии Коларосси, слушала курс анатомии у профессора Рише и ходила на занятия в академию La Palette, где в то время преподавали художники и теоретики кубизма Ж. Метценже и А. Глез. Её жажда знаний пересиливала утомление, она посещала выставки, смотрела на работы других художников — это давало ей пищу для размышлений и большую художественную насмотренность.

Великий запрет безразличию

Вера Игнатьевна «боялась как огня повторений» и даже разбивала свои работы, если создавала что-то, похожее на уже существующее. Она умела красиво и целостно воссоздавать натуру, но поначалу ей было тяжело создавать и придумывать образы по-своему с нуля. Во время лепки портретов ей хорошо удавалось передать характер людей, подчёркивая их внешние особенности: «В конце моего пребывания в Париже я пришла к убеждению, что для меня образ в искусстве — его “душа” и смысл», — говорила Мухина.

«Страшная это вещь — неэмоциональное искусство. В скульптуре — это комканье глины, в графике — извод бумаги, в живописи — марание холста. Я говорю о конечном результате работы художника: пока учится, ох как много изведётся красок, бумаги и холста! и на здоровье! чем больше, тем лучше. Но когда художник созрел, то начинается служение человечеству и великий запрет безразличию».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

Скульптуру она считала агитационным искусством, которое стоит на площадях и взывает к каждому обитателю города. Ещё она обязательно должна была быть связана с человеком и его телом, это конкретная фигура, а не нечто образное.

Среди её работ: памятники Максиму Горькому у Белорусского вокзала, у Института мировой литературы и на площади Горького в Нижнем Новгороде; памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории; надгробия Марии Ермоловой, Леонида Собинова, Максима Пешкова (сына Максима Горького) и других. Но самой главной и известной работой принято считать монумент «Рабочий и колхозница», который в данный момент находится в Москве недалеко от ВДНХ. Эту работу Вера Мухина создала совместно с архитектором Борисом Иофаном для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Из Москвы в столицу Франции её везли в 28 железнодорожных вагонах, разделив на 65 частей. 24-метровую скульптуру из нержавеющей стали посвятили достижениям социалистической индустриализации, а французская пресса посчитала её величайшей скульптурой XX века.

Искусство в быту

Если вы были в Музее Москвы на выставке «Москвичка», то могли обратить внимание на то, что в разделе, посвящённом Вере Мухиной, большую роль уделили её модельерной деятельности. В 1920-х годах она принимала активное участие в разработке нового советского костюма, а спроектированные ею модели публиковались на страницах журнала «Красная нива» и «Ателье». Вера Игнатьевна дружила с художницей-модельером и известной предпринимательницей Надеждой Петровной Ламановой. Вместе они и разговаривать могли часами, и увлечённо создавать удобные и практичные наряды, украшенные аппликациями, народными вышивками и символами. При этом им удавалось находить выход из трудного материального положения — они не гнушались использовать лишь доступные им дешёвые материалы, такие как суровое полотно, бязь, бумазея или солдатское сукно.Также Вере Игнатьевне удалось поработать над фасонами одежды вместе с Любовью Поповой, Александрой Экстер, Евгенией Прибыльской и Натальей Давыдовой.

«В 1925 году Ламанова и Мухина издают альбом “Искусство в быту”; помещая в нём практичные и красивые модели костюмов, адресуются не к профессиональным, но к домашним портнихам. Им хочется, чтобы каждая женщина, руководствуясь их выкройками, могла сшить себе платье, чтобы каждая поняла, что такое красота формы, материала, цвета».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

На Всемирной выставке 1925 года в Париже было сложно соревноваться с парчовыми и шёлковыми платьями, но представленные Мухиной декоративные вышивки, созданные по народным мотивам и платьям из простых домотканых материалов — льна, холста, сурового полотна, — смогли завоевать Гран при за сохранение самобытности и национального колорита.

Стеклянных дел мастер

Вера Мухина также повлияла на развитие стеклопроизводства в стране, интерес к этому материалу у неё появился ещё в 1914 году, когда во время поездки на остров Мурано в Италии ей удалось полюбоваться многоцветным стеклом.

«Но самая большая её любовь — стекло. Она была очарована его возможностями ещё в молодости, когда любовалась витражами церкви Sainte Chapelle в Париже, изделиями стеклодувов Мурано. Потом это увлечение вспыхнуло в 1928 году, опять в Париже: увидев выставленную фирмой Лалика скульптуру из стекла, три дня ходила в магазин фирмы, купила стеклянного краба, разговаривала и с продавцами, и с мастерами, и с художниками, но секрета стеклянного литья так и не узнала».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

Дизайнерские способности девушки помогли придумывать интересные и смелые формы и образцы из стекла. Художников на стекольных фабриках до этого не было, поэтому Вера Мухина активно занялась возрождением отечественного художественного стекла. Так, в 1940 году появился небольшой экспериментальный цех с лабораторией для опытных образцов. Владимир Варкин разработал новую технологию варки цветных стёкол, а в команду к мастерице пришли художники Алексей Успенский и Николай Тырса, Вера Игнатьевна жила в Москве, но всё равно ежемесячно ездила на несколько дней в Ленинград, чтобы показать новые наброски и эскизы будущих изделий. Так появились вазы: «Лотос», «Колокольчик» и «Репка».

«В начале тридцатых годов Мухина часто рисует стаканы, стеклянные чашки, тарелочки. Геометрическая чёткость линий подчёркивает их чистоту и прозрачность. Такой же простой и прозрачной задумывает она сахарницу. Лишь в рисунках рюмок и ваз форма усложняется. Почти каждый рисунок сопровождается чертежом — руководством для мастера-стеклодела. На заводе “Красный гигант”, бывшем Бахметевском, в селе Никольском, Вера Игнатьевна исполняет сервиз для правительственных приёмов, названный ею “Кремлевским”. Графин, напоминающий бутон тюльпана, рюмки и бокалы, тоже похожие на бутоны, только со срезанной верхушкой, мороженица, компотница, вазы. Одна из них — как расцветающая астра. Все вместе на столе — клумба: синее стекло, дымчатое, бесцветное, хрусталь; на гранях его свет ломается, рассыпается тысячью искр».
Из книги Ольги Вороновой «В. И. Мухина» из серии «Жизнь в искусстве»

К её стеклянным работам также можно отнести пивную кружку и новый дизайн советского гранёного стакана. Перед Верой Игнатьевной стояла задача сделать его прочнее, чтобы стаканы было удобно мыть в посудомоечных машинах заведений общепита, его выпуск состоялся 11 сентября 1943 года на заводе в Гусь-Хрустальном. Из стекла появлялась не только посуда, но и скульптуры, среди них: «Голова девушки» («Ветер») 1957 года и «Сидящая девушка» 1947 года.

Абрамцевский кружок

В Музее-заповеднике «Абрамцево» до 8 сентября 2024 года проходит выставка «Вера Мухина. Взгляд из Абрамцево». В 1930-е годы произошло строительство дачно-садового кооператива «Ново-Абрамцево», мастерские в котором получили: Илья Машков, Игорь Грабарь и другие творцы, среди которых была Вера Мухина. Именно в его стенах в кратчайшие сроки появился образ, а затем гипсовый эскиз работы «Рабочий и колхозница». На тот момент девушка уже была замужем за врачом Алексеем Замковым, который работал на окраине посёлка Хотьково, находившегося недалеко от Абрамцево. Интересный факт: благодаря экспериментальной научной деятельности Замкова и большому интересу людей к его препарату — «эликсиру молодости», руководство Министерства путей сообщения приняло решение о строительстве  специальной железнодорожной платформы «57 км», которая впоследствии стала называться «Абрамцево».

«Дача сохранилась. Это точная копия простого деревенского дома в Борисово (как в деревне в Московской области, где родился и жил Алексей Андреевич Замков. — Ред.). Вера Игнатьевна заказала два сруба, пристроила две терраски и обшила вагоночкой, по-простому. Она же спроектировала и всю мебель из фанеры и брусков — шкафы, кровати, уголки, лавки, круглый стол, даже лампы и торшеры», — рассказывал в одном из интервью правнук Веры Мухиной Алексей Веселовский.

В экспозиции представили художественные произведения из собраний Музея-заповедника «Абрамцево», Научно-исследовательского музея при РАХ (Санкт-Петербург), Курской картинной галереи имени Александра Дейнеки и собрания семьи. Среди них: личные вещи, фотографии, инструменты, станки, «уголок» Надежды Ламановой и фрагменты стен мастерской ― подлинные, помнящие кропотливые усилия Мухиной в поисках пластической формы. Помимо этого, в залах можно увидеть бюсты важных для близких и для самой Веры Мухиной современников: балерины Галины Улановой, химика-технолога Николая Качалова, хирурга Сергея Юдина и, конечно же, мужа Мухиной Алексея Замкова.