Ян Давидс де Хем (родился в 1606 году в Утрехте, Нидерланды — умер 26 апреля 1684 года в Антверпене) был одним из величайших голландских художников-натюрмортистов эпохи барокко.
Представитель утрехтской школы голландской живописи XVII века и один из крупнейших европейских специалистов по натюрмортам, с исключительной точностью изображавший цветы, фрукты, омаров, бабочек, камни и металлы, Ян Давидс де Хем часто придавал своим работам моральный символизм и религиозный подтекст.
Он известен своими натюрмортами "ванитас". Он также писал натюрморты в окружении книг, бумаг и картин. Более ста его картин выставлены в лучших художественных музеях мира, но датированы лишь немногие из них, поэтому установить точную хронологию его работ практически невозможно.
Некоторые из ранних натюрмортов де Хема демонстрируют технику, не слишком отличающуюся от техники Элберта Кейпа. Однако с годами стиль де Хема развился в нечто очень оригинальное. Его живопись стала настолько популярной, что его мастерская всегда была занята, и в последующие годы его сыновья помогали выполнять эти заказы. Ранняя картина, которая сейчас находится в частной коллекции, - "Гирлянда с фруктами и цветами" (около 1650-х годов), изображающая угощение из сочных апельсинов, винограда и персиков, перевязанных лентой.
Еще одна его работа, хранящаяся в Лувре, - "Десертный стол" (1640), красивая сервировка блюд, расставленных на праздничном столе. Стол сервирован дорогими фруктами, сосудами из драгоценных металлов и изящной стеклянной посудой. Первоначально эта картина находилась в коллекции Людовика XIV.
По-видимому, одной из причин, по которой де Хем переехал в Антверпен, было то, что
"там можно было найти редкие фрукты всех видов, крупные сливы, персики, вишни, апельсины, лимоны, виноград и другие в лучшем состоянии и спелости, чтобы рисовать с натуры..."
Мазки кисти Де Хема стали более свободными по мере того как его мастерство развивалось, он вводил эффекты светотени. На выбор сюжетов и композиций повлиял его друг, фламандский художник Даниэль Сегерс (1590-1661), который наряду с Яном Брейгелем был одним из самых искусных художников-флористов в стране. В целом, техника Де Хема вобрала в себя лучшее из искусства фламандского барокко того времени, и он стал одним из лучших художников-натюрмортистов в Антверпене.
В изобразительном искусстве Ванитас - это тип символической живописи, связанный с натюрмортами Северной Европы, особенно фламандской, в XVI и XVII веках. Это латинское слово примерно переводится как "пустота" и указывает на преходящий характер земной жизни. Первоначально рисунки в стиле ванитас были популярны в погребальном искусстве и имели форму скульптур на надгробиях. Однако к 16 веку этот термин стал более распространенным в живописи, в частности в натюрмортах. Этот жанр использовался для того, чтобы символически напомнить людям о быстротечности жизни. Распространенными символами были черепа, фрукты (часто гниющие), песочные часы. Цветы и бабочки интерпретировались как символ того, насколько прекрасна жизнь, но временна.
Иногда использовались лимонные корки – привлекательные на вид, но горькие на вкус. Де Хему понравились возможности и символические послания vanitas. Замечательные примеры включают: "Цветочный натюрморт с распятием и черепом" (1630-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен); "Натюрморт Ванитас с музыкальными инструментами" (около 1660-х годов, Государственный музей, Амстердам) и натюрморт с очищенным лимоном (1650-е годы, Лувр, Париж).
Цветочный натюрморт на религиозную тем - эта категория в жанре натюрморта была первоначально разработана Яном Брейгелем и Федерико Борромео и усовершенствована Даниэлем Сегерсом. Сегерс был членом ордена иезуитов и пытался ⁰возродить духовную символику цветов. В частности, он поощрял других художников создавать гирлянды из цветов вокруг ниши в стене, в которой могла бы находиться чаша для причастия. Картина Де Хема "Евхаристия в венке из фруктов" (1648, Художественно-исторический музей, Вена) выполнена в прекрасном исполнении, краски исключительно яркие. На венке изображены яблоки, груши, кукуруза и инжир, и все это выполнено с удивительной детализацией.
Де Хем умер в 1684 году, и ему наследовал его сын Корнелис де Хем, сам по себе весьма успешный художник. Картины Де Хема, одного из величайших представителей натюрморта и жанровой живописи голландского реалиста, копировались многими поколениями художников после него, наиболее известным из которых был Анри Матисс, вдохновленный созданием вариации на тему натюрморта де Хема. Среди других последователей был Абрахам Миньон, голландский художник Золотого века, который специализировался на цветочных картинах.
Картины Де Хема можно увидеть в коллекциях Государственного музея в Амстердаме, Старой пинакотеки в Мюнхене, Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке и коллекции Уоллеса в Лондоне.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.