45,9K подписчиков

Никто не хочет начинать первым. Политолог о заявлении Генштаба об обстановке на границе с Украиной

146 прочитали
Больше двух недель в районе г.

Больше двух недель в районе г. Овруч (граница Гомельской и Житомирской областей, около 90 километров от Мозыря) происходит накопление украинских сил, причем группировка имеет в составе наступательных компонент. Обстановку на границе подробно прокомментировал начальник ГШ Павел Муравейко. «Минская правда» разъясняет ключевые моменты:

1. ГШ отмечает наличие коммуникации с Украиной «на всех уровнях», а также указывается, что провокация «пока не произошла благодаря наличию здравого смысла». Это говорит о том, что есть некие контакты с украинской стороной.

2. Наличие таких контактов говорит о том, что реализация провокации сейчас зависит, в первую очередь, от политических, а не от военных предпосылок. Что касается военного компонента, на белорусской территории не было признаков подготовки каких-либо наступательных действий, о чем и говорит НГШ. Вместе с тем, ГУР Украины явно считает данное направление перспективным для ВС РФ (ранее публично назывались Сумы и Чернигов) в плане открытия нового направления боевых действий, например, для движения на столицу Украины. Поэтому, вероятнее всего, группировка создавалась для прикрытия Киева, а параллельно прощупывался политический ответ Беларуси на создание такой группировки. Он примерно ясен и озвучен ГШ: «Не начинайте первыми, и мы тоже не будем начинать».

Больше двух недель в районе г.-2

3. При этом белорусская сторона реагирует достаточно жестко (были продемонстрированы, например, «полонезы»), потому что украинская группировка может прикрывать тылы диверсионных групп, как это ранее было реализовано на Белгородском направлении. В данном случае можно считать, что более реальная угроза для Беларуси — это не открытие какого-то «фронта» (все коммуникации в приграничье сейчас взорваны либо заминированы, что осложняет переброску техники), а проникновение через белорусскую границу ДРГ. Однако ГШ дает понять, что момент для таких действий «упущен», внезапной провокации уже не получится. В этом и состоит медийная задача белорусской стороны, подать сигнал «мы вас видим», и таким образом сорвать «внезапную» диверсионную операцию, если какие-либо планы такого характера имеют место. Шансы на ее успех (то есть захват некоего населенного пункта) в этом случае будут нулевыми.

4. Несмотря на сложную для ВСУ обстановку на фронте (прорыв под Торецком, где ВС РФ практически «в лоб» и без сопротивления зашли в укрепленный узел обороны, который создавался с 2014 года), ВСУ явно берегут резервы для второй фазы летней кампании и не торопятся ликвидировать прорыв. С их точки зрения, ВС РФ хотят открыть какое-то новое направление, и, вероятно, сейчас идет некая игра, выжидание, что это будет — Ровно, Житомир, Сумы, Чернигов или вообще ничего (чтобы постоянно отвлекать резервы ВСУ от реально «перспективного» Торецка). Кроме того, прямо сейчас идет попытка украинского контрнаступления в районе Серебрянского лесничества, поэтому проблем для всех сторон хватает на текущей линии фронта без каких-то новых очагов.

Больше двух недель в районе г.-3

5. Практически ничего достоверно не известно о характере российско-американских консультаций, но можно предположить, что сейчас обсуждается некий вариант заморозки по линии фронта. В этом случае летняя кампания будет особенно ожесточенной на севере Украины, потому что в случае потери территории после «заморозки» будет создана угроза Харькову. Украинская сторона сейчас ищет варианты, как этого избежать в военном и политическом плане — либо проводить «мясное» контрнаступление в Харьковской области, либо создавать некие ложные «угрозы», типа белорусского направления, для их последующего размена на какие-то уступки со стороны РФ, в том числе и по требованию Беларуси.

Автор: Андрей Лазуткин