107,4K подписчиков

Политологи считают: терроризм в современном обществе резко меняется

273 прочитали

С огромным сожалением приходится признать, что многие авторы комментов в Дзене, сам Дзен и наши государственные структуры старательно повторяют, как заклинание: не нужно ничего остро социального, зачем говорить про конфликтные ситуации, терроризм не имеет национальности и религии, давайте возьмёмся за руки, будем повторять, что все люди – братья, что всё хорошо, а скоро будет ещё лучше, не нужно обострять (точно так же, как до 22 июня повторяли: «Не допускать провокаций!»). А потом ударило.

Портрет террориста, который традиционно возникал после острых событий, был понятен и прост: накачали выходцев из глухих районов отдалённых республик простыми, доступными лозунгами, дали денег и автомат, отправили стрелять – мы это видели в «Крокусе». «Это были случайно подобранные исполнители, имеющие крайне низкий уровень интеллекта и критического мышления. Это и позволило их кураторам, которые владеют разнообразными приемами и методами вербовки, психологического давления, превратить таксистов и барберов в террористов», – сказал представитель спецслужбы и добавил: «Им пообещали 500 тысяч рублей!»

Традиционный образ
Традиционный образ

Но сейчас становится ясно, что действующие лица меняются.

«Терроризм бедных сменяется терроризмом среднего класса», – говорит старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

В нападении на церкви и синагоги в Махачкале и Дербенте 23 июня приняли участие выходцы из дагестанского села Сергокала, которых можно назвать совершенно благополучными и по материальному положению, и по образованию, и по социальному статусу: два сына главы Сергокалинского района Дагестана (который сразу же был снят с поста), один террорист имел успешный строительный бизнес, другой окончил Дагестанский государственный университет: «У него была хорошая коммуникация с преподавателями, много друзей среди студентов», – вспоминает однокурсник. Ещё про одного соседи говорят: «Он лелеял своих дочек, даже курицу не мог порезать. Никогда ничего не делал плохого никому».

Когда ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) начала активно вербовать людей на Северном Кавказе, в Дагестане исследователи обратили внимание на то, что уезжали очень грамотные, с университетским образованием люди, продолжает эксперт. Только по официальным данным, на начало 2017 года из Дагестана в ИГИЛ уехали 1,2 тыс. человек.

"Никому плохого не делал"
"Никому плохого не делал"

По словам Ярлыкапова, проводившего в Дагестане исследования среди молодых людей, они со второй минуты общения поднимали вопрос социальной справедливости, эмоционально говорили про коррупцию и стеклянный потолок (барьер, препятствующий продвижению), это были грамотные и рефлексирующие люди, и они тоже оказались подвержены пропаганде ИГИЛ. Так что уже несколько лет к террористической деятельности примыкают люди, которых напрямую не касаются проблемы, против которых они восстают, резюмирует эксперт.

Получается, что эти молодые люди всем обеспечены, им бессмысленно совать 500 тысяч, но они не видят перспективы для себя и своих близких (хотите, вспомним старый анекдот, почему внук полковника не станет генералом? А потому, что у генерала есть свой внук!)

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политологический наук Руслан Курбанов считает, что молодые люди подпадают под влияние экстремистской идеологии по двум причинам. Первая – это стремительное разрушение традиционного общества. «Уважение к старшим, роду, фамилии, положение мужчины и женщины, воспитание детей – все рушится из-за модернизации, которая идет во всем мире под влиянием интернета, телевидения, высшего образования», – считает эксперт. Мир стремительно меняется, и в этом новом мире нет места традиционным ценностям!

Одним из источников и символов модернизации люди видят государство. «Поэтому сегодня дагестанцы берут оружие и нападают на те объекты, которые, как их убедили, являются основными источниками проблем, деформации и разрушения традиционного дагестанского общества», – отмечает Курбанов.

Отец двух террористов - глава района
Отец двух террористов - глава района

Вторая причина – это «страшный цивилизационный и идейный кризис в самом исламском мире». Как поясняет Курбанов, ислам зарождался как религия прогресса и путь к новому будущему на фоне особенностей традиционного арабского общества. Какой стремительный рывок совершил исламский мир, опираясь на научные знания: открытия в медицине, в математике, в астрономии, в химии, географии, многие медресе со временем превратились в университеты. Мусульманские правители организовывали научные центры, где учёные могли накапливать, развивать свои знания и обмениваться ими. Научный мир до сих пор чтит имена Улугбека, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Сины, ар-Рази.

Однако сегодня ислам не может предложить принципиально новых и прогрессивных моделей обустройства общества. «И поэтому ребята, видя разрушение своего мира, тянут общество в прошлое», – резюмирует эксперт.

Чтобы переломить ситуацию, необходимо разработать концепцию духовного воспитания мусульманской молодежи, надо предложить молодым людям амбициозные задачи, считает эксперт.

Научный мир до сих пор чтит имена Улугбека, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Сины, ар-Рази.
Научный мир до сих пор чтит имена Улугбека, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Сины, ар-Рази.

Курбанов напомнил, что в 2013 году президент Владимир Путин на встрече в Уфе с мусульманскими лидерами обозначил основные пути сосуществования государства и мусульман в нем. Путин тогда говорил о «новой социализации ислама», которая должна заключаться в развитии традиционного мусульманского образа жизни в соответствии с современной действительностью. Он говорил о новых формах работы через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодежные, женские клубы, а также о повышении престижа духовенства, представители которого давали бы «четкую и канонически безупречную оценку острым современным вызовам и угрозам».

И практически ничего не было сделано.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) России, доктор теологии Дамир Мухетдинов также отмечает проблему неработающих социальных лифтов в регионе, в котором много молодежи. «Прежние социальные лифты: военный, как во времена царской России, или партийный, как в советские годы, – были разрушены. Ничего нового мы не предложили, а за счет уничтожения коммунистической идеологии образовался вакуум и пришло осознание ислама», – говорит Мухетдинов. Еще одной проблемой стало уничтожение в сталинских репрессиях (которых, конечно, никогда не было, это всё выдумали либерасты) традиционного мусульманского духовенства, которое сдерживало резкие порывы молодёжи, и гибель огромной прослойки мусульманской интеллигенции, выстраивавшей особый путь мусульманства, которое вписывалось в современную жизнь, считает Мухетдинов.

Основы ваххабизма заложил в XVIII веке Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Ваххабиты выступают против нововведений, которые появлялись с развитием ислама, и считают, что «правильный» ислам – это ислам VII века, к которому и нужно вернуться (этим сторонники Ваххаба очень напоминают наших сталинистов, которые уверены: вернуть Сталина, который расстреливал только воров и бюрократов – и вернётся «старая добрая жизнь», бесплатная медицина, большие пенсии, стабильная работа заводов, выпускающих самые лучшие в мире товары, исчезнут тунеядцы, артисты в золотых штанах и актрисы практически без штанов, а квас снова будет по 3 копейки!)

Путь назад как светлый путь к новой жизни?

Так кто же виноват, что все предложения президента, сделанные годы назад, не реализованы, а вместо изменений страна получает всплеск недовольства, выражающийся в жестокости?