120,6K подписчиков

Чем Петров пост отличается от других постов?

646 прочитали
источник фото - bangkokbook.ru
источник фото - bangkokbook.ru

«В чем значимость Петрова поста, в чем его основные особенности по сравнению с другими постами?»

На вопрос отвечает священник Александр Сатомский:

— У каждого из постов есть свой определенный генезис, происхождение. Все они несут определенный смысл, за каждым стоит своя педагогика.

Петров пост имеет заместительный характер, есть предположение,что это вариант поста для тех, кто ввиду определенных жизненных обстоятельств, например, находясь в путешествии, не постился пост Великий- им и предложены эти летние дни.

Но, с другой стороны, есть мысль ряда исследователей о том, что Петров пост вообще-то связан с достаточно древней церковной традицией поста после Пятидесятницы. Он был привязан не столько к памяти конкретных апостолов — к Петру и Павлу, а ко дню Святой Троицы, к дню схождения Святого Духа на всех апостолов, ко дню рождения Церкви.

Здесь очевидно пост связанный именно с идеей Церкви как таковой. Отсюда, в современном учительстве, пытаются сделать акцент на его миссионерском характере, на том, что мы должны следовать по пути апостольскому. А это вот все и укореняет нас именно в идею Пятидесятницы.

Постное время мы можем и должны использовать для созидания Церкви, причем на разных уровнях. Это и размышления о нашем личном месте в церковной общине. Но и в большом объеме — это наш труд, который мы могли бы осуществить для Церкви как таковой. А нужно заметить, что место мирянина в Церкви ничуть не меньше, чем место клирика и, соответственно, мирянских служений Церковь знает множество.

Это время, которое мы, конечно, проводим в молитве, в определенных аскетических практиках, хорошо бы рассмотреть не просто как период каких-то совершенно очевидных аскетических затей, то есть, если мы что-то, например, просто не едим или больше уделяем времени молитве, а посвятить каким-то вещам целевым. То есть, если мы хотим больше молиться — давайте будем молиться не только о своих нуждах, а о нуждах Церкви, о том, чтобы Господь, например, даровал Ей новые призвания, чтобы, появлялись новые священники, новые монахи, новые активные миряне. Будем молиться о благоустроении наших общин и прикладывать это аскетическое усилие и конкретные труды к самому очевидному созиданию. Пойдем убирать территорию вокруг храма, поучаствуем в церковно-волонтерском проекте. Это такая же аскеза, такой же труд, такое же действие, но, в данном случае, направленное не просто на наше личное, индивидуальное духовное созидание, а выведенное вовне, в категорию Церкви как Тела Христова, где каждая часть сопряжена друг с другом и друг от друга зависит.