15,8K подписчиков

«Победа над любовью дает силы для других побед». 220 лет со дня рождения французской писательницы Жорж Санд (1804-1876).

133 прочитали

 

   Ее книгами восхищался Тургенев, ее любви жаждали Проспер Мериме и Фредерик Шопен...

Ее книгами восхищался Тургенев, ее любви жаждали Проспер Мериме и Фредерик Шопен... Аврора Дюпен, ставшая известной под мужским именем Жорж Санд, создала множество романов, в которых почти всегда - судьба женщины, борьба за свободу личности, за справедливость, за высокую любовь. Ее героини - незаурядные личности, с богатейшим внутренним миром, хотя чаще всего и страдают от мужского эгоизма и малодушия. Ей присвоили  почетное звание адвоката всех женщин, так как она, не покладая пера, всегда боролась с предрассудками, угнетением и несправедливостью по отношению к слабому полу.  

… Амандина Аврора Люсиль Дюпен родилась 1 июля 1804 года в аристократической семье, и впоследствии могла бы вести размеренную и спокойную жизнь в собственном огромном имении. Но светские забавы совсем не привлекали девочку, а вот книги, верховая езда и охота за зайцами нравились гораздо больше. Но одиночество! Как страдала маленькая Аврора от недостатка общения, даже придумала себе вымышленного друга по имени Корамба, но даже понимающий ее с полуслова приятель не отвлек девочку от мысли о побеге из дома. Узнав об этом, бабушка отправила четырнадцатилетнюю Аврору в Августинский католический монастырь. Нет-нет, не в наказание, конечно, а для обучения и развития жизненных навыков. Неожиданно новое пристанище стало для будущей писательницы «раем на земле», она стала читать религиозную литературу и с головой погрузилась … в мистику, мечтая отречься от суеты:

«Это полное слияние с Божеством я воспринимала как чудо. Я буквально горела, как святая Тереза; я не спала, не ела, я ходила, не замечая движений моего тела».  

Слава Богу, по выходу из монастыря религиозный фанатизм как-то сам по себе сошел на нет,  природа взяла свое: девушка вышла замуж, родила двоих детей. Вот тут бы и успокоиться, обрести тихую гавань в плавной семейной жизни, но не тут-то было! Брак сохранить не удалось, с ролью рабыни в семье Аврора не соглашалась, а еще в ней проснулся собственный, раскованный и красочный  эпистолярный дар: в длинных посланиях, которые она сочиняла друзьям в Париж, уже проглядывала рука настоящего мастера.

Кадр из фильма «Прощальное послание». Режиссёр Анджей Жулавский. Баронесса Дюдеван, известная под именем Жорж Санд, проводит лето 1846 года в окружении тех, кого она любит: Фредерика Шопена, Александра Дюма-младшего, художника Эжена Делакруа, оперной дивы Полины Виардо и ее возлюбленного Ивана Тургенева. Источник: thenoisetier
Кадр из фильма «Прощальное послание». Режиссёр Анджей Жулавский. Баронесса Дюдеван, известная под именем Жорж Санд, проводит лето 1846 года в окружении тех, кого она любит: Фредерика Шопена, Александра Дюма-младшего, художника Эжена Делакруа, оперной дивы Полины Виардо и ее возлюбленного Ивана Тургенева. Источник: thenoisetier

Париж! Как славно оказаться в этом вольнолюбивом городе без надоевшего мужа, ходить по театрам в мужском рединготе, эпатируя окружающих и понемногу писать романы: 

«Решительнее, чем когда-либо, я выбираю литературную профессию. Несмотря на неприятности, которые иногда случаются в ней, несмотря на дни лени и усталости, которые иногда прерывают мою работу, несмотря на мою более чем скромную жизнь в Париже, я чувствую, что отныне моё существование осмыслено». 

А вот компрометировать честное имя оставленного супруга Аврора не захотела и на обложке ее первого романа «Индиана» появился творческий мужской псевдоним Жорж Санд. 

Кадр из фильма «Дети века». Режиссёр Диана Кюрис. История любви писательницы-феминистки и поэта-бунтаря Альфреда де Мюссе. Источник: thenoisetier
Кадр из фильма «Дети века». Режиссёр Диана Кюрис. История любви писательницы-феминистки и поэта-бунтаря Альфреда де Мюссе. Источник: thenoisetier

Успех превысил ожидания начинающего автора, посыпались восхищенные отзывы читателей и критиков. Уже приобретший известность Оноре де Бальзак заметил, что «Индиана»  «является редакцией правды против фантастики, современности – против Средневековья, личной драмы – против тирании исторического жанра». Затем, начиная с 1832 года, последовали романы «Валентина», «Лелия», «Андре», «Симон», «Жак» и многие другие – до конца своей жизни плодовитая Жорж Санд писала по роману почти ежегодно, и это не считая повестей, статей, очерков, воспоминаний, пьес и рассказов.

60 романов, 20 драматических произведений, и отдельные маленькие литературные произведения – целых  11 тысяч писем, адресованных 5 тысячам корреспондентов – весь творческий багаж Жорж Санд дошёл до наших дней и до сих пор вызывает у современных читателей если уж не восторг, то преклонение перед выдающимся талантом писательницы, именем которой называют XIX век.

Одна из первых феминисток, Жорж Санд открыто заявляла, что роль женщины не заключается только в домашнем хозяйстве и материнстве - писательница всегда добивалась равенства полов и в любви.

Почему же она была так популярна именно в России, где каждый ее роман ждали с нетерпением? «Жорж Санд – это, бесспорно, первая поэтическая слава современного мира», – написал в 1842 году Виссарион Белинский, а Тургенев назвал Жорж Санд «одной из наших святых». Романы этой выдающейся свободолюбивой женщины подкупали неискушенного российского читателя новизной, идеализацией свободы в семье и в обществе в целом. Чего стоила одна только идея о равноправии полов, казавшаяся в России середины XIX века кощунственной и нелепой. 

Кадр из фильма «Экспромт». Режиссёр Джеймс Лэпин. Рассказ о самом начале романтических отношений с Фредериком Шопеном. Источник: thenoisetier
Кадр из фильма «Экспромт». Режиссёр Джеймс Лэпин. Рассказ о самом начале романтических отношений с Фредериком Шопеном. Источник: thenoisetier

Сегодня венец святой над славным именем писательницы несколько поистерся…. В библиотеках и книжных магазинах уже не найти основной части ее произведений: читают, в основном, «Консуэлло», «Графиню Рудольштадт», «Грех господина Антуана» и еще пару-тройку сочинений. Но личность  Жорж Санд до сих пор вызывает не меньший интерес, чем два столетия назад – ее жизнь сама по себе настоящий роман, с которым обязательно следует ознакомиться современному читателю.

Из книг Жорж Санд:

 

Рассудок никогда не плачет, это не его дело, а сердце никогда не рассуждает — оно не для этого нам дано.

 

Истинная любовь скрыта от всех, настоящие романы — это те, о которых никто не подозревает, истинные страдания переносятся молча и не нуждаются в сочувствии или утешениях.

 

Женщина погибла, если не может смотреть на мужа как на лучшего своего друга.

 

Верность — это такая редкость и такая ценность. Это не врожденное чувство — быть верным. Это решение.

 

Между взаимной и неразделенной любовью такая же пропасть, как между сказкой и реальностью.

 

Самые ярые ревнители благочестия те, кто вынужден что-то скрывать о себе.

 

Странная судьба: одним она дает то, что их страшит, а у других отнимает то, что им дорого.

 

Вера как любовь. Ее находишь тогда, когда меньше всего ждешь.

 

Миром управляет каприз, заблуждение и безумие.

 

Человек, у которого чувства несколько поистёрлись, больше стремится нравиться, чем любить.

Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь.

Нет ничего легче, как философствовать по поводу горестной жизни, зная только её радости.

Наше счастье всегда зависит от нас самих, и часто нужно только протянуть руку, чтобы схватить его.

Храни меня Господь от тех, кому я верю, кому не верю, тех остерегусь я сам.

Странная судьба: одним она даёт то, что их страшит, а у других отнимает самое дорогое!

Кто любил хоть раз, хорошо знает, как много в жизни и скорби и радости.

Несчастье способно развратить только слабые души, сильные, проходя через него, очищаются.

 

Женщины устроены так, что им обязательно надо любить кого-то больше, чем себя: мужа — если он того стоит, а уж детей — во всех случаях.

 

Нет вечного счастья, как нет вечной весны. Таков закон природы, которому мы не можем не подчиниться.

Нет ничего менее поэтичного,    чем человеческое совершенство.

Гений — как красота  — это милости неба, не внушающие ни гордости, ни волнения тем, кто ими наделён.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!