В минувшую пятницу, 28 июня, завершился премьерный показ исторической драмы НТВ «Высшая мера». Бесспорно, если бы сейчас был активный сезон (сентябрь – май), то мы провели бы обсуждение премьеры еще в субботу. Однако летом на выходные дни количество даже самых активных подписчиков канала заметно редеет. Более того, некоторые зрители, используя терминологию сериалов НТВ, «исчезли с радаров еще в конце мая». Поэтому я решил перенести обсуждение премьеры на понедельник, то есть, на сегодня.
По факту, в процессе создания проект «Высшая мера» был одним из самых засекреченных сериалов НТВ. Если, например, такие проекты, как «Балабол 8», «Невский 7», «Шеф 7», «Скорая помощь 6», «Первый отдел 4», «Лихач 4», «Тверская 2», «Стражник 2» и многие другие широко и всесторонне рекламируются, то сериал автора сценария и режиссера-постановщика Вячеслава Рогожкина изначально был окутан завесой тайны. Более того, кроме традиционной тарелки, еще за четыре дня до начала премьеры не было ни одной фотографии.
Несомненно, такая таинственность вызывала дополнительный интерес. Аналогичная ситуация сейчас происходит с сериалом Алана Дзоциева «Варяги». Ведь здесь та же степень высшей секретности. И если вы зададите поисковой системе «Яндекс» вопрос о проекте с таким названием, то в ответ получите сериал РЕН ТВ «Варяг» (2022).
Хотя в нынешней премьерной афише НТВ по времени запуска проект «Варяги», наравне с сериалами «Город тайн», «Темная лошадка» и «Одесса», стоит одним из первых. Поэтому, я даже уточнил, что случилось, неужели проект с Дмитрием Паламарчуком и Виталием Кищенко тоже «закрыли». Но получил отрицательный ответ. Так что есть надежда увидеть премьеру «Варяги» в новом сезоне.
Однако вернемся к завершившейся премьере НТВ. Главенствующий факт, на который сразу же, мгновенно обращаешь внимание, это уточнение в начале каждой серии «Основано на реальных событиях». А это всегда интересно, тем более, когда режиссером-постановщиком является его автор сценария. И при этом Вячеслав Рогожкин не работает штатным режиссером федеральных каналов, и по факту «Высшая мера» - это его первый многосерийный проект.
То есть, сразу же было понятно, что проведена неторопливая и, одновременно, интересная творческая работа. И, повторяю, главное, сценарий сериала «Высшая мера» основан на реальных событиях.
Скажу сразу, в целом сериал понравился, особенно, финальные 10-12 серии. Но, если бы в нем было не двенадцать эпизодов, а, например, восемь, с гораздо меньшим количеством сцен в психиатрической больнице, он бы стал еще интереснее.
Новую великолепную роль создал Александр Бухаров. Как он здорово сыграл попавшего в психушку следователя Ярославской прокуратуры. Сразу же вспоминается другой классный проект Александра «Один» («Триикс Медиа»/НТВ). Кто не смотрел, рекомендую.
Также понравились персонажи Никиты Тезина (новая большая роль после «Молодой Гвардии»), Юрий Шлыков, Сергей Генкин, Игорь Хрипунов. Увы, с женскими ролями на НТВ, как всегда «беда», поэтому здесь и выделить особо некого. Ведь в большинстве сериалов телеканала все главные героини традиционно находятся в тени.
А вот от персонажа Игоря Ливанова особого восторга нет. Ведь версия о том, что главврач психушки Нагорных является матерым убийцей Бурдасовым с его фирменным ударом шилом в ухо, была очень предсказуемой еще в первых сериях, когда столь жестоко убили бывшую жену Таболина. Давайте вспомним, что именно Татьяна рассказала «ветерану войны» Нагорных «радостную новость» о том, что нашла его однополчан. И в этот же день ей отрезали голову.
Поэтому, несмотря на то, как на протяжении всех серий Нагорных пытался изображать из себя старого немощного инвалида, в финальной серии главный герой окончательно разоблачил Бурдасова.
Честно говоря, меня поразили совершенно другие факты сюжета, основанного на реальных событиях. Ведь Ярославль находится всего лишь в двухстах семидесяти километрах от Москвы. Еще понятно, если бы в незабвенную брежневскую эпоху такие криминальные события под руководством начальника местного КГБ происходили где-нибудь за Уралом, в Сибири или на Дальнем Востоке. Здесь Москва далеко и ей не видно.
Но ведь это Ярославль! 1975 год! Расцвет партийно-бюрократической номенклатуры, работы КПК (Комитет партийного контроля Арвида Пельше) и укрепления в должности Председателя КГБ СССР Юрия Андропова.
А здесь, в трехстах километрах от Кремля начальник Ярославского КГБ Воронец, как «крестный отец города», контролирует весь криминальный бизнес, и живет с проституткой Лялей «Натюрморт» (местная Мурка). А как же незыблемые и незабываемые нормы коммунистической морали, и куда смотрит Комитет партийного контроля при ЦК КПСС? А в это же время врачи-убийцы Воронца в местной психушке «залечивают» здоровых людей до смерти, отписывают на подставных лиц их квартиры, дачи, машины и другое имущество.
Но, главное, вся эта воровская «малина» процветает под «крышей» Ярославского обкома партии и контролируется лично его Первым секретарем Шульгой. Опять же вопрос, а где же все надзирательные органы? Куда они смотрели? Можете ли вы поверить, что все эти криминальные события с участием первых лиц города и области реально происходили в Ярославле в середине семидесятых?
И уж самым неправдоподобным выглядел эпизод, когда заслуженная артистка РСФСР Леокатия Звонарева звонила по личному вопросу Председателю КГБ СССР, но главное, члену Политбюро ЦК Юрию Андропову, да еще просила дежурного офицера ей перезвонить.
Чудеса, да и только! Можете себе представить, сколько таких даже не народных СССР и России, а только заслуженных артисток РСФСР было в середине семидесятых в Москве, Ленинграде и по всей стране. Чтобы осмелиться позвонить главе Комитета на Лубянке, необходимо быть Людмилой Зыкиной или Ольгой Воронец. А здесь Леокатия Звонарева…
Но в целом, как я уже отметил, сериал понравился и заслужил положительную оценку. Хотя одновременно очень жаль, что это была последняя премьера НТВ в завершившемся сезоне. И теперь до 2 сентября нам предлагают в стотысячный раз смотреть «Ментовские войны», которые по своей постоянной навязчивости уже стали аналогом пресловутых сериалов «Пес», «Бим», «Лихач» и «Балабол». Сколько можно?