176,5K подписчиков

«Хотели подчинить молодых имамов ребята из власти, а они вышли из-под контроля – и началось!»

373 прочитали

Как в Академии наук РТ осуждали политизацию ислама и признавали — без мигрантов никак

«К нам приезжают не самые худшие мигранты. Порядка 15 процентов имеют высшее образование, очень многие — среднее профессиональное», — рассуждали в минувшую пятницу на научно-практической конференции в Академии наук РТ. Ученые более чем из 25 городов России рассказывали об опыте регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов. В Воронеже заявили, что проблем с мигрантами у них нет вовсе, а вот Свердловская область трудности имеет, зато молодежь «совершенно не потерянная» и быстро находит общий язык независимо от национальности. О том, к чему привела политизация ислама, что для государства важнее армии и какие ученые, по мнению президента АН РТ Рифката Минниханова, ничего не представляют для РФ, — в материале «БИЗНЕС Online».

   На встречу, которая прошла в Казани в минувшую пятницу, приехали специалисты из более чем из 25 городов России.   
Фото: antat.ru
На встречу, которая прошла в Казани в минувшую пятницу, приехали специалисты из более чем из 25 городов России. Фото: antat.ru

«Молодые имамы начали делить муфтияты, имущество, бороться друг с другом…»

Если у ученых нет чувства патриотизма и ответственности за свою родину, они ничего не представляют для Татарстана и России в целом. Таким тезисом открыл президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов пленарное заседание VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной «позитивному опыту регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов» в регионах. На встречу, которая прошла в Казани в минувшую пятницу, приехали специалисты из более чем из 25 городов России. В повестке были никогда не теряющие своей актуальности вопросы миграционной и национальной политик, языковые и религиозные процессы в обществе, традиционные духовно-нравственные установки, патриотизм в иерархии ценностей россиян.

Собрание посвятили позитивному опыту субъектов, но до начала «БИЗНЕС Online» поинтересовался у нескольких ученых, какие негативные тенденции их тревожат. Главный научный сотрудник Института этнологических исследований им. Кузеева Рушан Галлямов приехал из Уфы с докладом о деполитизации исламской уммы в Урало-Поволжском макрорегионе. Как отметил ученый, политизация мусульман негативно повлияла как на имидж уммы, так и на ее развитие. Последние события в Дербенте и в Махачкале этому подтверждение, указал доктор социологических наук.

«Политизирован только ислам или другие конфессии тоже? Ислам особенно, к сожалению. Так происходит, потому что начало XXI века сопряжено с тем, что во всем мире ислам как бы восстановился, началась исламизация, что совпало с распадом советской тоталитарной системы. Вы же сами, наверное, заметили, что молодые имамы, вместо того чтобы заниматься религиозной деятельностью, начали заниматься политикой, делить муфтияты, имущество, бороться друг с другом, воевать, — огорчен ученый. — Я в течение 20 лет 5–6 раз проводил глубинные интервью приблизительно со 100 муфтиями, начиная с [председателя центрального духовного управления мусульман РФ, ЦДУМ] Талгата Таджуддина и заканчивая рядовым имамом. Где-то процентов 85 из них говорят, что самое главное препятствие на пути развития ислама — его политизация».

Разветвление сети муфтиятов и существование отдельных ЦДУМ РФ и ДУМ РФ стали последствиями политизации, убежден Галлямов. По его словам, чтобы у российского ислама был один-единственный центр, нужна лишь воля руководства страны. В сборнике материалов к конференции ученые из Башкортостана приводят концепцию деполитизации исламской уммы, которая включает в себя несколько пунктов:

  • реализация специальной образовательной программы по преодолению этнофобии, межэтнического экстремизма и формированию общероссийского патриотизма среди мусульман;
  • принятие программы адаптации мусульман-мигрантов к условиям осуществления богослужений общины местного (коренного) населения;
  • при формировании теологических основ современного российского ислама нужно опираться на традиции и научно-просветительское наследие известных российских богословов-мусульман дореволюционной эпохи и современности, на исключительно местные масхабы (учения) и пр.

«Почему ДУМ РТ, ДУМ РБ или ДУМ Саратовской области в течение недели были зарегистрированы и отделились от ЦДУМ? ЦДУМ регистрировали 1,5–2 года, а ДУМ РТ зарегистрировали за три дня. Это и есть политизация, — пересказывал свой доклад наш собеседник. — Политизацию надо уничтожить. Когда конфессии начинают подчинять политическому руководству, [то выходит] как говорил премьер-министр [Виктор Черномырдин], „хотели как лучше, а получилось как всегда“. Хотели подчинить молодых имамов ребята из власти, а они вышли из-под контроля — и началось. События в Дербенте — это то же самое, результат. Ученые должны подсказать властям, чтобы те больше внимания уделяли работе с конфессиями».

   «С одной стороны, встает вопрос нехватки кадров, решаемый за счет приезжей рабочей силы, с другой — появляется проблема безопасности и стабильности».   
Фото: Сергей Елагин
«С одной стороны, встает вопрос нехватки кадров, решаемый за счет приезжей рабочей силы, с другой — появляется проблема безопасности и стабильности». Фото: Сергей Елагин

«У нас совершенно не потерянное поколение!»

Все более нарастает проблема консолидации общества, межнационального взаимодействия, а миграционная повестка требует «въедливого решения», рассуждала в разговоре с «БИЗНЕС Online» доцент кафедры социологии и политологии Воронежского госуниверситета Виктория Черникова. С одной стороны, встает вопрос нехватки кадров, решаемый за счет приезжей рабочей силы, с другой — появляется проблема безопасности и стабильности. Последнюю, по словам Черниковой, нужно решать с помощью адаптации и интеграции мигрантов. Нельзя не вспомнить, что за день до конференции в Казани на тему мигрантов рассуждал в Петербурге председатель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Глава ведомства жаловался, что в плане мероприятий в рамках концепции миграционной политики, составленном кабмином, говорится об адаптации приезжих, но при этом ни слова о том, что нужно сокращать миграционный поток.

«Но самое важное — это, конечно, формирование атмосферы доверия, дружбы, сотрудничества в самом принимающем обществе, потому что не только мигранты важны, а важна межнациональная стабильность в целом», — отметила гостья из Воронежа. Как заверила Черникова, в ее регионе сложностей, связанных с иностранными гражданами, нет. И это с учетом того, что приграничный регион принимает не только трудовых мигрантов, но и временных переселенцев из Донбасса. Согласно информации местных новостей, за июнь в Воронеже поставили на воинский учет 119 бывших мигрантов, получивших гражданство РФ. Все приезжие нуждаются в специфическом подходе и адаптации, подытожила собеседница нашей газеты.

В свою очередь, доцент Уральского государственного экономического университета Ирина Гордеева не стала скрывать, что определенные проблемы есть. В Екатеринбурге живут представители разных народов, но молодежь быстро находит общий язык независимо от расовой или национальной принадлежности. Доклад Гордеевой на конференции был о восприятии патриотизма студентами. В нем говорилось, что за последние 20 лет уровень патриотизма повысился, а в некоторых регионах проблема недостаточного патриотизма является надуманной. Молодежь нельзя назвать бездуховной, если под бездуховностью подразумевать низкий уровень культуры и религиозности, убеждала ученый.

«Храмы, так же как и мечети, молодежь посещает мало. Так было всегда. В основном к этому приходят люди уже в более сознательном возрасте», — заявила она. Собеседница нашего издания отметила, что современное поколение положительно относится к национальным традициям, национальной культуре и литературе. «На мой взгляд, у нас совершенно не потерянное поколение!» — заключила ученый.

«К нам приезжают не самые худшие мигранты»

Тему межнациональных отношений и миграционной политики уже на пленарной части продолжил руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН Владимир Мукомель. Начал докладчик с периода нулевых, когда миграционная политика, по его словам, балансировала между относительно либеральной и рестрикционной. Согласно первой модели, демографические и экономические вызовы нельзя решить без мигрантов. И потому главная задача — разработать политику адаптации и интеграции тех иностранцев, которые связывают свое будущее с Россией.

Альтернативная, рестрикционная позиция опирается на русско-православное культурное ядро. И приток иностранцев, согласно этой модели, размывает данное ядро и представляет серьезную угрозу для страны. А следовательно, миграцию нужно ограничить. Пока же побеждает вторая модель, констатировал доктор социологических наук. При этом он предупредил, что с учетом грядущего сокращения трудоспособного населения и рождаемости без иностранной рабочей силы не обойтись.

«Много говорится о том, что ценности мигрантов не совпадают с ценностями россиян. Но мы должны учитывать и то, что часть мигрантов бежит от тех ценностей, которые постулируются в их обществах. Им ближе российские ценности. И к нам приезжают не самые худшие мигранты, — отметил специалист из Москвы. — В любых потоках, в том числе из среднеазиатских государств, есть существенная доля тех, кто имеет хорошее образование. Порядка 15 процентов имеют высшее образование, очень многие — среднее профессиональное образование. К сожалению, они не всегда заняты на тех работах, где это образование востребовано».

   Мукомель отметил, что российскому обществу нужно принять как факт — у страны нет альтернативных источников рабсилы, кроме иностранцев.   
Фото: Алексей Белкин
Мукомель отметил, что российскому обществу нужно принять как факт — у страны нет альтернативных источников рабсилы, кроме иностранцев. Фото: Алексей Белкин

По словам Мукомеля, ученые все чаще видят, как меняется идентичность мигрантов. Те, кто намерен остаться в России, уже идентифицируют себя как граждане РФ. Приток мигрантов меняет и культуру, обогащает ее, идет взаимное обогащение культур.

Старение населения будет формировать существенный спрос на специалистов, занятых в «экономике ухода», т. е. образовательные, медицинские, социальные и бытовые услуги. Это может быть уход за детьми, пожилыми людьми, лицами с физическими и психическими заболеваниями и пр. В развитых экономиках на соответствующую сферу приходится 10% рабочей силы, и коренное население на такую работу идет неохотно.

«Они (мигрантыприм. ред.) приходят на эти места и выталкивают российских женщин, которые были бебиситтерами (няня на час — прим. ред.). Это замечательно, потому что российские женщины более образованные, чем российские мужчины. Доля женщин с высшим образованием намного выше, чем среди мужчин. Взгляните на этот зал — наука сегодня имеет женское лицо», — сказал Мукомель. Впрочем, мужчин в зале было заметно больше, послышались смешки.

Позже в беседе с «БИЗНЕС Online» Мукомель отметил, что российскому обществу нужно принять как факт — у страны нет альтернативных источников рабсилы, кроме иностранцев. «Да, возникают определенные угрозы. И мы видим, что те или иные резонансные события вызывают вполне понятные эмоциональные всплески негативного отношения к гражданам других государств. Я полагаю, что мы должны помнить слова Махатмы Ганди (индийский политический деятель, идеолог независимости Индии от Великобританииприм. ред.): „Мне нравится, когда ветерок других культур проходит через мой дом, но я против того, чтобы этот ветер сносил мое жилище“. Нужно ориентироваться на то, что климат меняется, меняется общество, и надо серьезно решать вопросы, чтобы предотвращать эти угрозы», — убежден социолог.

Но как бороться с преступностью среди мигрантов? Со слов ученого, правонарушений среди них существенно меньше, чем среди местного населения. Понятно, что среди иностранцев могут распространяться негативные идеологические течения, в том числе экстремизм, могут возникать подпольные террористические группы. Но подавляющее большинство мигрантов приезжают в Россию не для того, чтобы бороться с нашим обществом и убивать граждан, они ориентированы на адаптацию и заработок, не сомневается глава центра исследования межнациональных отношений.

У СКР картина не такая благостная. Как отмечал Бастрыкин, в 2023 году иностранцы и лица без гражданства совершили на территории РФ 38,2 тыс. преступлений (на 3% меньше, чем в 2022 году), но число особо тяжких преступлений выросло на 32%, увеличилось как число преступлений против половой неприкосновенности, так связанных с наркотиками. И это без учета преступлений лиц, принявших российское гражданство недавно. Кроме того, после теракта в «Крокус Сити Холле» Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении режима высылки для мигрантов, не имеющих права законного нахождения в России. В 11 из 89 регионов иностранным гражданам запретили работать в такси, коммунальных организациях, на общественном транспорте, в торговле, общепите, образовании, IT- и медиасфере, спорте и рекреации. Будет усилен и контроль над лицами, имеющими действующий языковой сертификат.

Не стоит применять грубые методы, нужна точечная работа, отреагировал Мукомель. «В первую очередь это работа правоохранительных органов и судебной системы. Работа не должна быть обязательно видима. У них есть свои наработки, как выявлять потенциальных преступников. Давайте доверимся профессионалам», — заключил собеседник.

Минниханов: уровень толерантности в РТ к представителям других национальностей превышает 90%

Прочная, укорененная общенациональная гражданская идентичность для государства более важна, чем наличие армии, полиции, пограничной и других служб, сделал смелое заявление председатель экспертного совета при федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН), завкафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета госуправления МГУ им. Ломоносова Александр Полунов. «Гражданское единство существует до тех пор, пока мы его осознаем. Если это осознание исчезнет, то не поможет вообще ничего», — подчеркнул доктор исторических наук. В качестве примера он привел распад СССР: когда у людей исчезло представление о том, что единое государство должно существовать, не помогли никакие материальные факторы сохранения государства.

Главный научный сотрудник института философии и права Сибирского отделения РАН Юрий Попков обратил внимание на то, что после распада СССР в научную среду стали усиленно внедрять западные стандарты. Из научных публикаций постепенно исчезали этнографические исследования, а число работ в области антропологии, наоборот, росло. И это, по словам Попкова, не учитывает особенностей российской культуры. «Отечественная этнография — это наука о народах, этносах, и изначально она называлась „Народоведение“. Западная антропология — это наука о человеке, причем о человеке универсальном. Было бы хорошо, конечно, универсального человека иметь, не отягощенного этническими особенностями, но у нас особая история, этого быть просто не может», — пояснил доктор философских наук.

По мнению ученого, этносоциология может охватить большее количество вопросов, чем ее западный аналог, поскольку, рассматривая этносоциальные процессы, можно урегулировать межэтнические отношения. Но окончательного отказа от отечественных традиций все-таки не случилось. И даже известный ученый, экс-директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, который, по признанию докладчика, является его оппонентом по многим методологическим вопросам, недавно признал чрезмерное увлечение антропологией. Далее у спикера случилась заминка с презентацией, он в шутку заметил: «Видимо, Тишков не согласен со мной». А когда демонстрация слайдов и вовсе пропала, под смех аудитории Попков сказал, что коллега все-таки его победил.

В этносоциологии сложилась тревожная ситуация, поскольку ее нет в образовательном стандарте и профессионально специалистов никто не готовит, с досадой отметил Попков. По словам и. о. директора Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Алексея Загребина, ключевым вопросом во все времена является тема подготовки научных кадров. И он уже с коллегами успел обсудить то, каким образом наладить «научное кровообращение» через аспирантуру и докторантуру так, чтобы молодые ученые из регионов приезжали в Москву на стажировку в крупные научные центры. Директор Института истории им. Марджани Радик Салихов не соглашался с тем, что кадры могут и не вернуться из столицы, тем более что местным ученым готовы и здесь помогать вставать на ноги.

«У нас очень много научных проблем, которые нуждаются в современном и методологически верном решении. Тем более сейчас перед государством стоит очень много вызовов и мы должны быть готовы, в том числе наша молодежь», — резюмировал доктор исторических наук.

Минниханов подчеркнул, что уровень толерантности в РТ к представителям других национальностей превышает 90%, т. к. акцент сделан на межнациональных отношениях, национальной идентичности, воспитании чувства патриотизма, сохранении языка и культуры. Завершая спич, академик предложил по итогам конференции вместо привычной резолюции принять протокол поручений с определенными рекомендациями, ответственными исполнителями и сроками исполнения.

Нурия Фатхуллина, Анна Скрып