Найти тему
Мир глазами историка

Террор как повод для крестовых походов

Памятник Петру (Пьеру) Амьенскому Пустыннику за кафедральным собором Нотр Дам д'Амьен. Гедеон де Форсвиль (1854). Фото с сайта "Википедия"
Памятник Петру (Пьеру) Амьенскому Пустыннику за кафедральным собором Нотр Дам д'Амьен. Гедеон де Форсвиль (1854). Фото с сайта "Википедия"

В понимании обывателя, сформированном в основном школьной программой, крестовые походы явление почти исключительно отрицательное, потому и заголовок статьи, возможно, будет воспринят как указывающий на связь тяги к террору у римских пап (инквизиция и всё такое) и начала завоевательных крестовых походов на Ближний Восток (не иначе за ресурсами). На самом деле большей частью отрицательное отношение к крестовым походам ещё и потому, что у большинства в памяти ассоциации с одним крестовым походом, в котором Александр Ярославович Невский разбил крестоносное войско. С другой стороны, термин "крестовый поход" имеет и более нейтральное значение. Так упорную и бескомпромиссную борьбу против чего-либо или кого-либо называют крестовым походом. Тогда слова эти иногда приобретают абстрактный или даже иронический смысл. В западной политической риторике объявление крестового похода даже после стольких лет стремительной секуляризации звучит почти буквально.

Общекатолический собор в Клермонсе, ноябрь 1095, средневековая миниатюра. Фото с сайта "Википедия"
Общекатолический собор в Клермонсе, ноябрь 1095, средневековая миниатюра. Фото с сайта "Википедия"

Толчком для первого крестового похода и начала всей эпохи крестовых походов на Ближний Восток послужил призыв римского папы Урбана II, прозвучавший в конце ноября 1095 года на Клермонском соборе (здесь собрание представителей верующих — мирян и клириков). Это должно быть известно и выпускникам современной школы. И ещё с советских времён школьникам известно, что первым этапом крестового похода № 1 был плохо организованный поход бедноты. На втором этапе уже выступили профессионалы под командой своих королей и герцогов. Ошибающееся секулярное сознание определяет главными причинами похода на Восток любимую в Новейшее время тему ресурсов, забывая, что в XI веке в отсутствие фабричного производства она вовсе не так актуальна; и чрезвычайный избыток населения в Европе. К этому ещё прибавляются ключевые перекрёстки торговых путей из Азии в Европу и увеличение налогооблагаемой базы за счёт роста числа подданных.

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474). Фото с сайта "Аргументы и Факты"
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474). Фото с сайта "Аргументы и Факты"

Всё это имело место быть, но ни в коем случае эти причины нельзя считать исчерпывающими и они не дают понимания, почему Иерусалим арабы-мусульмане захватили ещё в эпоху 4-х праведных халифов в 637 году, а актуальны крестовые походы стали только в конце XI века. Настоящим толчком к крестовому походу на Ближний Восток стало коренное изменение халифата и роли в нём обращённых в ислам тюркских племён. Ключевое событие, давшее самый сильный повод к возникновению крестоносного движения — захват Иерусалима в 1071 году турками-сельджуками.

"Но страшное учение Магомета, которое вменяет правоверному в обязанность войну против неверных и обещает храброму воину завлекательную награду в раю, продолжало грозить христианам все новыми опасностями. В одиннадцатом веке дико-воинственные толпы туркменов, приняв ислам, покинули свое старое местопребывание у Каспийского моря и Аральского озера и вторглись в область Багдадского халифата. Их первый предводитель назывался Сельджуком и поэтому всех его преемников, а позднее и весь народ стали называть сельджуками.
(из книги Бернарда Куглера "История крестовых походов")

Захват турками-сельджуками Иерусалима, это очень важно, происходил внутри халифата, потерявшего единство и попавшего под власть новообращённых тюрок-мусульман. За все столетия владычества на Ближнем Востоке халифата до начала XI века, несмотря на то, что доходило и до вооружённых столкновений между мусульманами и христианами, систематических гонений в отношении христианских общин не было. Возможно, такая терпимость арабов объясняется давним торговым характером их деятельности. Христианские паломники редко встречали серьёзные препятствия, пусть даже если это делалось исключительно в интересах коммерции: христианские паломники, конечно, рассматривались и как потребители пищи, ночлега, воды и т. д. Но уже в Х веке в войсках всё более видное положение занимали выходцы из Туркестана. И тут сработал так называемый эффект неофита, когда новообращённый верующие стараются по личной святости обойти своих наставников. Ещё 1030-е годы до захвата Иерусалима турками-сельджуками начались разрушения христианских храмов, многие, правда, были быстро восстановлены. Но временному разгрому подвергся и храм Гроба Господня. А после взятия Иерусалима начался самый настоящий террор в отношении христианских паломников: их избивали, над ними издевались, убивали их. Именно об этом страстно и красноречиво рассказывал вернувшийся с Востока подвижник и аскет Пётр (Пьер) Амьенский (Пустынник), помимо привезённого от византийского императора Алексея Комнина письма с просьбой о помощи в борьбе с мусульманами. Именно многочисленные свидетельства о терроре в отношении христиан со стороны новых властителей в халифате лучшим образом подготовили массовое движение вооружённых паломников (крестоносцев).

В связи с первоначальной идеей крестового похода связано знакомое многим упоминаемое в связи выступлением Мартина Лютера в XVI веке понятие "индульгенция". Индульгенция тогда стала означать замену реального покаяния материальной компенсацией. Но в XI веке для отправившихся в вооружённое паломничество, которое намного позже будет названо крестовым походом, слово "индульгенция" имело совсем иной смысл. Индульгенция для католиков означало почти то же, что для православных слово "епитимья", — духовные упражнения по исправлению себя, аналогом может служить современный юридический термин "деятельное раскаяние". Для отправлявшихся в вооружённое паломничество в 1096 году индульгенция по сути представляла собой возможность смыть свою вину, свои грехи своей кровью.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.