Найти тему
Код Памяти

Николай Данилевский. Цивилизация Россия

История России знает немало имен, которые предрекали нашему государству блестящее будущее. Они верили в непобедимость, могущество и неизбежное процветание Родины. Более того, такие мыслители уверяли: Россия – особая страна. Она не имеет ничего общего с Западом, а значит, должна развиваться по собственному пути. Но мало, кто смог доказать свои предположения.

Николай Данилевский – легендарный философ и публицист, открывший правду о России еще более 200 лет назад – один из тех, кто представил яркие доказательства своих убеждений. Сегодня в память об этом человеке мы вспомним факты из его биографии и познакомимся с выводами всей его жизни.

Николай Данилевский: биографические сведения

Николай Данилевский – один из великих философов и мыслителей XIX века. Он смог дать точную характеристику отношениям, которые развиваются между Россией и Западом.

Его главный труд «Россия и Европа» стала объяснением тому, что происходит в настоящий момент. А вышло издание еще 200 лет назад.

Родословная Николая Данилевского указывает нам на его дворянское происхождение. Он – потомок рода Данилевских. Отец Яков служил майором и конюхом при царе.

Об этом факте свидетельствует запись, сделанная в «Деле по рапорту Орловского депутатского собрания о дворянстве рода Данилевских». Семья на тот момент проживала в Орловской губернии, в небольшом поселении. Дата рождения будущего публициста и философа – 4 декабря 1822-го года.

Мальчик воспитывался в стенах Царскосельского лицея, что говорит о наличии блестящего образования. Здесь он провел 7 лет, а затем стал вольным слушателем Санкт-Петербургского университета.

В этот период он сдружился с Н. П. Семёновым и П. П. Семёновым-Тян-Шанским. Позже он совершит экспедицию с одним из братьев и пройдет нелегкий путь по пространству Европейской России с целью исследовать ее агрономические и естественно-исторические условия.

Данилевский всегда тяготел к естественным наукам. Он профессионально изучал ботанику и зоологию, живо интересовался флорой и фауной и даже готовился защитить магистерскую диссертацию. Но его интересы не ограничивались только этими науками.

Дружба с будущими открывателями и географами помогла ему полюбить историю, естествознание и прочие направления. В годы учебы изменились его убеждения и принципы.

Глубоко религиозный человек и консерватор он вдруг «сделался» продвинутым либералом и проникся идеями социализма. Но такая перемена не сказалась на его жизни.

После недолго посещения кружка Михаила Петрушевского, где он читал курс лекций, он вдруг переосмыслил свои взгляды и вернулся к прежним убеждениям.

Некоторые исследователи уверены: факт связан с его пребыванием в Петропавловской крепости. Здесь он провел в заключении несколько месяцев, как раз потому, что поддерживал вольные мысли своих наставников, в частности Петрушевского.

Как бы то ни было, уже к 50-м годам 19-го века Николай Яковлевич был вполне сформировавшейся личностью со стойкими взглядами, присущими консерваторам.

Но недолгое увлечение либеральными идеями не прошло даром. Несмотря на то, что он смог оправдать себя и представить доказательства своей политической невиновности, его выслали из Москвы и Санкт-Петербурга. Он отправился в Вологду, а затем в Самару, где продолжал развиваться как научный деятель.

В 1853-м году Данилевский отправился в экспедицию по Волге и Каспию. Его руководителем был Карл Бэр. А через два года поехал исследовать Белое море и Ледовитый океан.

Цели поездок – изучение возможностей для развития рыболовства в стране. Именно этим ученым было разработано законодательство, регулирующее правила отлова рыбы. Он сделал массу открытий и исследований, за которые был награжден Константиновской медалью.

В 1864-м году Данилевский смог купить дом в Крыме, в Мшатке. Здесь он близко сошелся с представителями славянофилов – Н. Страховым и И. Аксаковым.

В гости к Данилевскому приходил сам Л. Толстой. Великий писатель проделал пеший путь длиной в 20 верст, чтобы побеседовать с Николаем Яковлевичем.

В Крыму Данилевский в основном занимался научно-исследовательской деятельностью, руководил Ботаническим садом и продолжал работать над публикациями, которые и сделали его знаменитым.

Вообще, Николай Яковлевич был активным человеком. Он никогда не сидел на месте, его увлекающаяся натура требовала открытий. Все свои мысли, убеждения Данилевский формировал в записи. Он оставил после себя громадное состояние – работы, которые сейчас приобрели особую актуальность.

«Россия и Европа»

Главный труд Данилевского был опубликован в 1871-м году. Он получил название «Россия и Европа». В нем представлены характеристики взаимоотношений между двумя «мирами». Историко-социологическое исследование посвящено законам, которые вывел автор.

Данилевский указывает на причины возникновения и развития культурно-исторических типов, специфику взаимодействия народов и государств. Его мнение сводится к тому, что стремление к войнам и лидерству одной из наций является серьезным предупреждением современному человечеству в его бездумном желании создать моногосударство на Земле.

Сегодня, когда все чаще заходит речь о построении именно такого государства, взгляды Данилевского вновь заинтересовали ученых.

Примечательно, что об этом труде не говорили ни при жизни философа, ни после его смерти. Об его идеях, теориях и доказательствах просто решили забыть. Но данное утверждение касается только России.

В Европе труды ученого активно изучались. Этим способом Запад старался отсрочить свою кончину, которую предсказывал русский мыслитель.

Суть философского учения Николая Яковлевича в простом обосновании: мировой процесс не может быть единой поступательной нитью цивилизационного развития в одном направлении. В таком случае «прогресс» скоро бы прекратится.

Мировой процесс – это ничто иное, как история частных цивилизаций, история развития отдельных культурно-исторических типов, их комплекс в сохранности и целостности.

По мнению автора, человечество не имеет шансов выжить, если создаст единое государство с одним правителем. Каждое государство должно развиваться по своему пути. Иначе цивилизацию постигнет крах. Человек исчезнет с лица планеты.

В своем труде ученый делает вывод о том, что культурно-исторические типы развиваются параллельно. Они есть и будут и должны быть. И каждый культурно-исторический тип представляет особую ценность. Его исключение грозит всеобщей катастрофой. Нельзя уничтожать нацию или страну, где она обосновалась. Так, будет нарушена гармония. Все рухнет, как карточный домик, из которого вынули только одну карту.

Кроме того, Данилевский указывает на то, что ни одна цивилизация не вправе гордиться своей уникальностью, «разумностью», особой ценностью. Такие взгляды приведут к тому, что она исчезнет с лица Земли. Все страны должны уважать друг друга и не уничтожать ту среду и условия, в которых развиваются.

Перечислим основные законы, которые были выведены Данилевским в ходе работы над книгой «Россия и Европа»:

1.   Самобытный культурно-исторический тип – это отдельная группа людей, с отдельным языком или группою языков, что доказывает их родство и схожесть. Развитие языка подтверждает, что тип уже «созрел» и вырос из младенчества.

2.   Политическая независимость народов крайне важна. Она – есть неприкосновенное условие для его развития. Но без соседей, то есть культурно-исторических типов, развиваться отдельный представитель не может и не имеет никаких шансов.

3.   Духовное, культурное, историческое наследие одного культурно-исторического типа не передается другому. Оно может оказывать некоторые влияние, но никогда не станет принадлежать тому, кто не создавал эту историю.

4.   Важно сохранять противовесы культурно-исторических типов. Это один из главных законов. Если нарушить существование отдельных народов, погибнут все нации и цивилизация в целом.

5.   Множество культурно-исторических типов и противовесов – есть основа жизнеобеспечения человечества в его земном существовании.

При изучении труда Данилевского современные ученые сделали вывод: мыслитель еще в прошлом понимал, что Запад способен выступить как уничтожитель отдельных культурно-исторических типов и противовесов. Именно он сегодня продвигает идею о создании моногосударства. А реализация планов и станет концом человечества. России же достается значительная роль. Она должна выступить как ресурс, сохраняющий многонациональность.

Генеалогическое древо каждого человека – есть своеобразная история. Условно можно сказать, что это – культурно-исторический тип в миниатюре. А значит, каждый человек обязан сохранять свое духовное прошлое, передавать мудрость предков потомкам и оптимизировать возможность продолжать род.

На нашем сайте вы можете создать семейное древо, чтобы потомки не утратили связи со своими предшественниками, но развивали их идеи и реализовывали планы.

Страница Памяти предка – есть цифровой памятник. Это тот код Жизни, о котором и говорил великий философ. Пока живы воспоминания о наших близких, их деяниях и подвигах, и они бессмертны. Мы учимся на их ошибках, берем за основу их принципы, передаем детям и внукам. А значит, сохраняем свой культурно-исторический тип.

Сохранение памяти о гениальных философах, ученых, публицистах способствует тому, что мы всегда имеем под рукой полное руководство к действиям, которые позволят сберечь человечество от гибели. И труд Николая Яковлевича Данилевского подтверждает эту истину.

Следует обращаться к мыслям тех, кто уже покинул этот мир. Их взгляды и убеждения по-прежнему актуальны и ценны. Нельзя допустить того, чтобы с исторической арены ушел отдельный культурно-исторический тип. Важно сохранять свою нацию и передавать эту мудрость из поколения в поколение. А обеспечить жизнеспособность человечества мы можем только мирным путем.