12K подписчиков

Иван Зубков. За что завхоз Сталина убил спасителя Ленинграда?

В нашей стране чтят память людей, сделавших всё возможное для спасения нации. Иван Зубков – один из тех, кто внес бесценный вклад в великую Победу, одержанную СССР над фашизмом. Сегодня мы вспомним факты из биографии этой легендарной личности, выясним, чем обязаны ему жители Санкт-Петербурга и попытаемся приоткрыть занавесу тайны его гибели.

В нашей стране чтят память людей, сделавших всё возможное для спасения нации. Иван Зубков – один из тех, кто внес бесценный вклад в великую Победу, одержанную СССР над фашизмом.

Юные годы

История каждого человека начинается с имен предков. Семейное древо Ивана Зубкова остается загадкой. Да и, вообще, исследователям не доступны многие сведения из его жизни.

Известно, что Иван родился в самой обычной семье. Его отец был инженером-путейцем. Но дата рождения сына, указанная в разных источниках, отличается. Преобладают такие числа, как 26 или 27 июля. Однако сам Иван в анкетах указывает совершенно иную дату – 21 июля 1904 года.

Исследователи его биографии выяснили, что Иван предпочитал умалчивать о многих фактах из своего прошлого. Так, он никогда не говорил и не писал о том, что окончил Тифлисский кадетский корпус, а его брат погиб в рядах Белой гвардии. Он был офицером.

1922-м году Иван поступил на учебу на рабфак при Политехническом университете в том же Тифлисе. Но окончить он его не смог. Источники рассказывают о том, что уже через три года умер его отец – Георгий. Ивану пришлось взять на себя роль главы семейства. Он переехал к матери, которая на тот момент проживала в Курске.

Карьера Зубкова началась с преподавания. Его приняли в штат коллектива фабрично-заводского училища, который позже он и возглавил.

Окончить вуз Ивану удалось только в 1930-м году. Он получил диплом Харьковского Технологического института.

Карьера

Как раз в это время в столице стали активно строить метро. Молодой специалист принял решение отправиться в Москву. Здесь он занял должность инженера шахты.

Он был трудолюбив, способен и умен. Его таланты быстро оценили. Иван Георгиевич сделал блестящую карьеру и занял должность руководителя шахты. За трудовые заслуги был награжден медалью. Вручение награды состоялось в 1940-м году.

Уже через год в карьере Зубкова случились провалы. Специалиста обвинили в том, что он применил некоторые элементы хозрасчета без согласования с руководством. Инженера выслали в Молдову, а затем в Карелию. Здесь его работа по-прежнему была связана со сферой железнодорожного строительства.

Летом 1940-го года Зубков стал членом ВКП. Такого решения требовало время. Без сотрудничества с коммунистами и большевиками у инженера не было шансов заниматься любимой деятельностью и работать в Москве.

Зимой 1941-го года Ивана Георгиевича отправили в Ленинград. Он возглавил строительство ветви метрополитена. Но работы прервались из-за осады. Зубков и его команда занялись возведением оборонительных сооружений.

Подвиг Зубкова

Сохранение памяти об Иване Зубкове не случайно. Его называют «спасителем Ленинграда». Потомки, живших там людей, благодарны ему и поныне. Они знают: те, кто смог избежать страшной и мучительной смерти от голода, выжили только из-за героизма инженера.

Еще в январе 1941-го года он занялся возведением оборонительных элементов у Карельского перешейка и на Лужском рубеже. В сентябре того же года, когда советским войскам удалось занять участок на левом берегу Невы, Зубкову поручили соорудить понтонную переправу для того, чтобы перебросить танки и прочие мощности солдатам.

Буквально через полгода такая переправа была введена в эксплуатацию. Ее название знакомо многим. «Дорога Жизни» – так именовали конструкцию. Она представляла собой узкую железнодорожную полосу, длиной в 35 км. По ней переправляли провизию, оружие, людей, чтобы спасти их от верной гибели. За этот проект Зубков был награжден орденом Красной Звезды.

В 1943-м году под руководством Ивана Георгиевича всего за две недели была сооружена железнодорожная трасса, конечными точками которой являлись Шлиссельбург и Поляны. Этот участок получил гордое название «Дорога Победы».

Заслуги Зубкова вновь оценили по достоинству. Инженеру вручили орден Красного Знамени. А уже осенью того же года ему было присвоено звание Героя социалистического труда и вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот». Это крайне высокие и достойные награды.

В ноябре 1944-го года он был награжден еще раз. Ему вручили орден Отечественной войны 1-ой степени. А уже 28-го июня того же года появились сведения о гибели талантливого и работоспособного конструктора. Мы поговорим о фактах этого события ниже.

Семья

Иван Георгиевич Зубков был женат дважды. Его первой супругой была Евгения Выходцева. В этом браке в 1926-м году родился сын, которого называли в честь деда – Георгием.

К сожалению, сейчас его уже нет в живых. Он умер от естественных причин в 2022-м году. Он был журналистом-международником, профессором Российского университета дружбы народов.

Вторая жена Элеонора Писаржевская родила двух детей. Дочь Татьяну, которая во взрослой жизни занималась изучением языков, и сына Бориса, получившим образование инженера-химика.

Тайна гибели

28 июня 1944-го года не стало гениального инженера-путейца, конструктора Ивана Георгиевича Зубкова. Ему было всего 39 лет. Он внес бесценный вклад в Великую Победу, но сам так и не пожил в мирное время, не увидел, как возрождается страна после страшных атак фашиста.

Официальная версия смерти долго время скрывалась. Общество даже не оповестили о том, что самолет, на котором вылетел инженер к месту работы (некрупный железнодорожный мост), потерпел крушение.

В советские годы было немыслимо представить тот факт, что человек, спасший своими разработками десятки тысяч людей, может быть убит. Следствие, конечно, велось. Но его итоги не оглашались.

Сегодня, когда многие документы можно изучать и делать на их основе выводы, удалось прояснить некоторые детали.

Как оказалось, Лазарь Каганович был причастен к гибели Зубкова. Он был видным общественным и партийным деятелем, карьеристом и мечтал о том, что достигнет более высоких благ.

Очевидцы событий утверждали, что Лазарь Каганович опасался возвышения Зубкова. Он считал, что тот займет его «законное место». Если говорить просто, то он «ревновал» конструктора к тем лицам, которые оказывали ему расположение и его успехам.

После того как выяснились детали гибели Ивана Георгиевича, сомнений в причастности наркома к авиакатастрофе не осталось. Самолет, на котором летел Зубков, развалился на детали в воздухе. У экипажа и пассажиров не было шансов спастись.

Объект, на который был вызван инженер, важности не представлял. Железнодорожный мост не интересовал фашистов и не являлся стратегически важным объектом.

Версия о том, что самолет был изношен из-за вышедшего срока эксплуатации, провалилась сразу. Зубков летел на том же воздушном средстве, что и Кирилл Мерецков – главнокомандующий Карельским фронтом. Трудно представить, что военнослужащий такого ранга мог позволить себе подвергать свою жизнь опасности.

Позже выдвигалась версия о том, что самолет был обстрелян противником. Но и данный факт вызывал сомнения. Дело в том, что фашистов в этом направлении просто не было, бои не велись. Более того, если бы немцы, действительно, обстреляли самолет, то пресса осветила бы данное событие. Зубкова бы причислили к героям посмертно.

Однако о его гибели предпочитали молчать. Даже о смерти Зубкова было сообщено народу обтекаемо и непонятно. 30 июня, спустя 2 дня с момента гибели инженера, в газете «Правда» появился некролог. Он содержал в себе следующие сведения:

«…на боевом посту при исполнении служебных обязанностей погиб герой Социалистического Труда, генерал-директор пути и строительства II ранга тов. Зубков Иван Георгиевич».

Читатели даже не могли предположить, что именно кроется за этими фразами.

Впервые об истинных причинах смерти конструктора стали говорить в период оттепели. Так, в газете «Метростроитель» в 1974-м году появилась информация о крушении самолета, на котором летел Зубков.

Этот выпуск был посвящен памяти Ивана Георгиевича. Ему исполнилось бы 70 лет. Сложно представить, сколько мог бы сделать этот гениальный инженер за 31 год, если был бы жив.

Тележурналист Петр Андреевич Алалыкин опубликовал воспоминания вдовы Элеоноры Львовны. Он писал, что женщина вспоминала о разговоре, который состоялся между ее мужем и Лазарем Кагановичем в ночь с 27 на 28 июня. По словам вдовы, политический деятель требовал немедленно ускорить восстановление железнодорожного моста. Ее супруг отмечал, что крайней необходимости в работах нет. Но он не мог противиться указаниям вышестоящих представителей партии. А потому отправился на задание.

Однако конструктор пытался отказаться от этой ненужной командировки. Элеонора Львовна вспоминала: супруг убеждал Лазаря в срочности дел, которые были в Ленинграде, и настаивал на отправке других мостовиков. Однако Каганович был непреклонен. Он заявил, что работы требуют квалификации. И справиться может только Зубков, а потому вылетать следует немедленно. Самолет будет готов к отправке уже утром.

Этот разговор, о котором стало известно спустя годы, наводит на разные мысли. Нарком был к тому моменту стар, плохо разбирался в современных методиках железнодорожной сферы, а значит, мог принять Зубкова за соперника, претендующего на его место.

Отметим, что Иван Георгиевич к славе не стремился. Его больше волновала работа. Он хотел помочь своей стране посильными действиями. И делал то, что умел. Политика и власть его не интересовали.

Генеалогическое древо для многих остается загадкой. Но знать имена своих предков важно. Ведь мы обязаны им жизнью. Сегодня у каждого из нас есть уникальная возможность создать семейное древо. Родословная станет доступна потомкам. Это цифровой памятник, историческая ценность. В документе содержатся сведения о заслугах тех людей, которых уже нет рядом с нами.

Страница Памяти предка – есть код Жизни, дающий право на бессмертие любому человеку, независимо от того, были ли оценены его заслуги. Расскажите о нем детям и внукам. Это шанс прославить героя, имя которого забыто. Начните работу над сохранением памяти прямо сейчас.