На этом канале мы с вами много раз обсуждали форму ведущих сборных мира, а также клубов нашей Высшей лиги в эпоху СССР. Настала пора поговорить и о первом дивизионе всесоюзного чемпионата, тем более, что он также заслуживает особенного внимания.
Таким образом, сегодня речь пойдёт о логотипах и расцветке клубов советской Первой лиги. И основным критерием здесь будут оригинальность и эстетическая составляющая.
Начнём с того, что на начальном этапе становления хоккея в СССР всё было намного проще. И до особых изы́сков дело не доходило. Тогда главенствовал минимализм. В результате чего свитера спортсменов той или иной команды были вообще без какой-либо символики и надписей с названием.
С течением времени все поменялось. И у каждого коллектива, помимо своего собственного игрового стиля, появилась внешне узнаваемая форма, ставшая визитной карточкой команды.
Но ещё долгое время наблюдалась такая тенденция, как разные цвета шлемов хоккеистов. К примеру, основной цвет был синим, но одновременно встречались красные, белые и даже жёлтые шлемы. По всей видимости, по этому поводу тогда особо не и заморачивались. И подобный разнобой регламентом не запрещался.
А теперь перейдём к рассмотрению непосредственно самого вопроса, вынесенного в оглавлении. Клубы будут представлены в виде рейтинга. Итак, выношу на обсуждение читателей самую красивую форму команд Первой лиги времён СССР. Не спорю, что всё это достаточно субъективно.
1-е место. "СК им. Урицкого" (Казань). В первую очередь бросается в глаза оригинальный логотип и классическая красная расцветка формы казанцев (на главном фото). Сразу видно, что разработчики символики постарались на славу и хотели подчеркнуть самобытность команды. Старая форма казанцев даже и сейчас смотрелась бы весьма достойно и могла дать фору некоторым современным российским клубам.
К сожалению, прежнее название коллектива и не отражает каких-либо традиций региона. В частности, С.М.Урицкий не имел никакого отношения к Казани, являясь руководителем Петроградской чрезвычайной комиссии в революционные годы.
Отмечу также, что в самом начале начале казанская команда называлась "Машстрой", что было обусловлено заводской принадлежностью.
2-е место. "Ижсталь" (Ижевск). Привычное лого в виде двух больших и ярких звёзд появилось только в конце 70-х. Эмблема оказалась настолько удачной, что использовалась и в постсоветский период истории клуба (хотя сейчас она вновь претерпела изменения, но основная идея со звёздами осталась прежней).
А до этого символ "Ижстали" был менее привлекательным, представляя из себя стилизованный ковш экскаватора. А само изображение, как мне кажется, было не совсем понятным. Что же касается раннего наименования ижевской команды, то оригинальностью здесь и не пахло, ибо называлась она в традициях того времени - "Труд".
3 место. "Сибирь" (Новосибирск). Здесь часто возникали споры по поводу некоторой схожести с логотипом знаменитого североамериканского клуба НХЛ "Монреаль Канадиенс". Тем не менее, буквы "С" и "Н", означающие "Сибирь" из Новосибирска, на форме команды смотрелись стильно и презентабельно.
Уже в самом начале нового века функционеры вышеупомянутой канадской франшизы стали предъявлять претензии в адрес российского клуба по поводу якобы имевшегося плагиата. В ту пору президентом "Сибири" был Владимир Ненахов, который чётко и конкретно заявил: "Наш логотип не имеет ничего общего с символикой "Монреаля" хотя бы потому, что в русском и английском языках С и Н – совершенно разные буквы".
А более ранним вариантом эмблемы "Сибири" служила снежинка. Вообще, подобное решение также можно назвать удачным. Данный рисунок отражал географическую особенность клуба, что немаловажно. К снежинке вновь вернулись на некоторое время в начале 80-х, а затем и в наши дни.
Сто́ит упомянуть, что и в современных условиях дизайн экипировки новосибирцев, а также её цветовая гамма - одни из самых узнаваемых в отечественном хоккее. Смотрится всё это красиво. Пять баллов из пяти.
4-е место. "СК им.Салавата Юлаева" (Уфа). Здесь выделю именно тот вариант, где изображён на коне национальный герой данного региона - Салават Юлаев. Без него, конечно же, форма с аббревиатурой СК СЮ выглядела не так выразительно и более обыденно.
Кстати, памятник Салавату Юлаеву был открыт в Уфе в 1967 году и он является достопримечательностью города. А скульптор С.Д.Тавасиев в 1970 году за свою работу был награждён Государственной премией СССР.
5-е место. "Кристалл" (Электросталь). Несмотря на то, что в символике подмосковной команды нет ничего особенного, их форма смотрелась вполне эстетично. Шрифт надписи "Кристалл" по диагонали нанесён броско и аккуратно. А удачно подобранные клубные цвета команды из Электростали также можно выделить как положительный момент. Как говорится, ничего лишнего, просто и понятно.
6-е место. "Торпедо" (Усть-Каменогорск) в 80-ые годы. Несмотря на то, что клубов с таким названием по всей стране было немало, в Усть-Каменогорске сумели подчеркнуть свою индивидуальность, придумав замечательный логотип. Он представлял из себя своеобразную инсталляцию из двух клюшек в виде буквы "Т" со звёздами по бокам.
В случае с торпедовцами необходима оговорка, что они нередко играли и Высшей лиге.
7-е место. "Аэрофлот" (Омск). Такое звучное имя принадлежало сибирскому клубу с 1962 по 1967 год (до этого был "Спартак"). И в данном случае вполне понятно, что за организация курировала омскую команду. В свою очередь, "крылатая" эмблема на форме являлась одной из самых оригинальных. С течением времени всё поменялось. "Аэрофлот" переименовываля в "Каучук", "Химик", "Шинник" и в итоге стал "Авангардом".
Ну и в завершении статьи хотелось бы вспомнить и форму рижского "Динамо" времён молодого В.В.Тихонова, когда прибалтийский спортсмены находились на стадии выхода из Первой лиги в Высшую.
В те годы форма клуба из столицы Латвийской ССР внешне отличалась других динамовских команд. А дизайн её экипировки подчёркивал собственную особенность и колорит.
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Впереди Вас ждёт много нового и интересного.