8 декабря 2023 года группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму поправки к законам «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Отныне фото- и видеоматериалы с изображением т. н. противоправных деяний, совершенных с жестокостью, их последствиями либо с призывами к совершению указанных действий объявлены вне закона.
Роскомнадзор получает право блокировать так называемый треш-контент в досудебном порядке. А онлайн-платформы, в свою очередь, обязаны прилагать усилия к выявлению и удалению запрещенных материалов.
Новые поправки сразу стали темой для дискуссий. Когда речь зашла о художественных фильмах, председатель комитета по информационной политике Александр Хинштейн заговорил о необходимости «отточки формулировок» новых поправок.
В связи с вышеупомянутыми изменениями в законах, возникает вполне логичный вопрос: чем информационная нагрузка т.н. треш-стримов отличается от советских и российских художественных фильмов, cодержащих сцены насилия ? Ведь на несовершеннолетних и прочих лиц данные произведения могут оказывать точно такое же воздействие, что и документальные кадры преступлений, катастроф, жестокие порнографические сцены и т.д.
Ещё большее противоречие возникает в связи с медиаконтентом, предназначенным для совершеннолетних зрителей.
Казалось бы вполне логичным, используя дисклеймер «18+», снять с себя всяческую ответственность в демонстрации любых противоправных действий.
Большая часть аудитории люди взрослые, с устойчивой психикой, потому способно адекватно воспринять подобного рода контент.
В противном случае следовало бы быть последовательными и внести поправки о запрете треш-сцен в кинофильмах, а отдельные картины лучше бы запретить полностью !
Какие картины СССР и России можно отнести к категории «треш» ?
Первое, что приходит на ум – кинокартины перестроечного времени и начала 90-х. Однако список значительно шире, ведь и на заре становления Страны Советов существовали фильмы, содержащие сцены жестокости. Это и «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна со скатывающийся коляской и расстрелом людей (в том числе детей) на лестнице, это и «Третья Мещанская» Роома, демонстрирующая противоестественное сожительство двух мужчин и женщины в одной комнате. Аналогичные претензии можно предъявить и ко второй серии фильма «Иван Грозный» с знаменитым танцем опричников.
Шок-контент в советском кино имел свойство, то занимать львиную часть времени фильма, то ограничиваться парой-тройкой сцен. Правда без подобных сцен некоторые картины потеряют свой первоначальный смысл.
Вряд ли картина Ростоцкого «А зори здесь тихие» без сцены утопления рядовой Лизы Бричкиной в болоте, а также расстрела Жени Камельковой станет намного лучше.
Особой жестокостью отличается и картина «Андрей Рублей» Андрея Тарковского, в которой герою комедий, весёлому клоуну Никулину, монголо-татары заливают в рот расплавленный свинец. А в начале фильма, как известно, к главному герою картины, к иконописцу Андрею, пристаёт обнажённая девица...
К неоднозначным, спорным работам можно отнести и т.н. «украинское поэтическое кино», а также работы Сергея Параджанова.
К концу существования СССР появилось значительное число картин с неоднозначными сценами. Это и работы Элема Климова и Александра Рогожкина, а после развала Союза – Балабанова, Натальи Басковой... Это различные картины на тему уголовного мира, дедовщины, беспредела и тому подобных вещей.
Своей кульминации треш-контент достиг в 90-ые годы. Но не следует думать, что история шок-контента в российском кино на этом закончилась, новое дыхание открылось для треша в целой плеяде российских телесериалов. Это и «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности», «Улицы разбитых фонарей»... Cюда же можно отнести детективный сериал «След» с особо жестокими сценами преступлений.
Интересно какие моральные ценности пропагандирует новый сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» ?
Не менее занятно и то, что многие фильмы и сериалы сняты при поддержке различных государственных министерств и именитых продюсеров. Упомянутые лица как никто другой обязаны чтить созданные и пропагандируемые ими законы.