325,8K подписчиков

Когда Сталин узнал что сделал лётчик, лично приказал наградить весь экипаж: хотели дать Героя Советского Союза

5,9K прочитали

Валентина Николаевича призвали в армию по комсомольскому набору. Отправился служить прямо с парохода, на котором ходил помощником капитана. Он после семилетки успел окончить водный техникум по специальности судовождение, поэтому служить его отправили на Северный флот. Обучение прошел на Соловецких островах. В учебном отряде готовили не только флотских специалистов, но и младший комсостав морской авиации. Учеба закончилось за два месяца до начала войны, в апреле сорок первого, получив специальность стрелка-радиста он был направлен в авиаполк, базирующийся в Североморске.

Валентин Николаевич начал войну стрелком-радистом, но узнав, что он получил в техникуме образование штурмана, пусть и судоводительское, командир предложил ему переквалифицироваться в авиационные штурманы. Изучив аэронавигацию и бомбометание Валентин сдал штурманские нормативы и ему присвоили звание сержанта. К концу войны дослужился до лейтенанта. Летал на Р-5 и Ли-2, но особые воспоминания у него связаны с самолетом С-47.

Валентина Николаевича призвали в армию по комсомольскому набору. Отправился служить прямо с парохода, на котором ходил помощником капитана.

Как рассказал ветеран, в конце сорок четвертого года он попал штурманом в экипаж самолета, возившего маршала Мерецкова. Летал командующий Карельским фронтом на американском самолете С-47 «Дуглас». После Карелии экипаж отправился на Дальний Восток, так как маршал ему полностью доверял и менять на дальневосточный знающий местность и условия не захотел.

«Характерно то, что маршал Мерецков доверял нашему экипажу. В противоположность многим руководящим работникам, которые старались вмешиваться в дела экипажа, чего-то подсказывать, он никогда этого не делал. Он всегда приезжал, сразу командир корабля ему докладывал, он сразу задавал вопрос: «Лететь можно?». Все. «Можно, товарищ маршал». Ему тогда уже маршала присвоили. На Карельском фронте он же был еще генералом армии», вспоминает Валентин Николаевич.

Экипаж тоже относился к маршалу с большим уважением и ни разу не подвел. За все время ни случилось ни одного технического отказа, ни один вылет не был отложен или сорван по вине экипажа. А летать пришлось много. Дорог на Дальнем Востоке мало, и они не очень хорошие, поэтому Мерецков предпочитал самолет и всегда хотел подлететь как можно ближе. Как вспоминает Валентин Николаевич в Харбин прилетели на второй день после его взятия, затем в Порт-Артур. А Маньчжурию облетали вдоль и поперек.

Но самый важный рейс пришлось выполнить в июне сорок пятого. День Победы ветеран встретил в уссурийском госпитале. Как он рассказал, зубы он испортил еще на Карельском фронте, витаминов крайне не хватало. На Дальнем Востоке ситуация была ненамного лучше, в итоге он попал в госпиталь с сильнейшим воспалением челюсти. В День Победы его навестил экипаж в полном составе, так и отметили, а вскоре его и выписали.

В июне экипаж получает необычную и важную задачу: в срочном порядке доставить в Москву для участия в Параде Победы маршала Мерецкова и командование Тихоокеанского флота во главе с вице-адмиралом Фроловым.

Самолет С-47 «Дуглас» в ВВС РККА. Фото в открытом доступе.
Самолет С-47 «Дуглас» в ВВС РККА. Фото в открытом доступе.

Единственная помощь, которую он получил в штабе, обратившись за рекомендациями по поводу прокладки маршрута, было мудрое указание: «Выбирай самый короткий и быстрый маршрут». В общем, помогли, усмехается ветеран. А задача была не простая. На длинном перелете от Уссурийска до столицы предстояло сделать четыре промежуточные посадки для дозаправки: возле манчьжурской границы, около Иркутска, в Новосибирске и Свердловске.

Как говорит Валентин Николаевич, летчикам-рекордсменам, летающим на Дальний Восток, подобные маршруты прокладывала целая бригада московских штурманов, тщательно готовила экипаж, да и то после этого они блуждали. Действительно, большая часть пути над тайгой, ориентиров никаких. Даже аэрофлотовские самолеты, совершавшие регулярные рейсы по уже знакомым и отработанным маршрутам предпочитали прокладывать их и летать вдоль железных дорог.

Однако, посоветовавшись с командиром Кошевчем, Валентин Николаевич прокладывает маршрут от аэродрома до аэродрома действительно по самому короткому пути:

«Знаете, что такое ортодромия? Это прямая на глобусе, кратчайшее расстояние между двумя точками на поверхности Земли. Вот, по ортодромиям я все пять участков провел, нигде ни разу не искали аэродром, сразу выходил на аэродром, на всех четырех были быстрые заправки. И, в том числе, на последнем, пятом аэродроме, на Москву», поясняет ветеран.

Вылетели рано утром после традиционного обмена репликами маршала с командиром: «Ну что, Кошевич, лететь можно? Так точно, товарищ маршал, летим».

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Белослудцев Валентин Николаевич. Фото в открытом доступе.
Белослудцев Валентин Николаевич. Фото в открытом доступе.

На аэродромах их ждали, дозаправки проходили быстро, справлялись менее чем за час и снова взлет. На всякий случай за ними следовал еще один самолет-дублер на случай технической неисправности. Но обошлось все благополучно, долетели за 30 с небольшим часов и уже к обеду следующего дня приземлились на московском аэродроме имени Фрунзе. Потом адъютант маршала рассказал Валентину Николаевичу как был удивлён Сталин таким темпом:

«когда маршал Мерецков докладывал о прибытии Иосифу Виссарионовичу, он спросил: «Ты откуда рапортуешь? Из Новосибирска?». Он говорит: «Нет, я уже на Центральном аэродроме». Не думал, что можно так быстро долететь. Сталин заинтересовался этим перелетом. Маршал рассказал о нем. Сталин, вроде бы, сказал отметить экипаж, как следует. Так что я был участником перелета Ворошилов-Уссурийск-Москва под руководством майора Кошевича. Отметили. Меня даже подавали на звание Героя Советского Союза. Но звание Героя не дали, получил орден Отечественной войны 1-й степени» поделился в свою очередь с журналистом ветеран.

За войну Валентин Николаевич совершил более пятисот вылетов, награжден тремя орденами (еще один уже в мирное время) и четырьмя медалями. После ее завершения остался в военной авиации. Уволился в семьдесят третьем в звании полковника.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, почему ветерану не дали звание Героя за этот перелет?