«July Morning». Как Uriah Heep создали шедевр на все времена, обожаемый в СССР

3,5K прочитали

Отличная традиция — начинать июль песней «Июльское утро»! И пусть Uriah Heep мы недавно вспоминали, но вернуться к классике никогда не бывает лишним. Тем более, если речь идёт о настоящем шедевре, который по-прежнему ценим миллионами слушателей разных национальностей, возрастов и поколений.

Отличная традиция — начинать июль песней «Июльское утро»! И пусть Uriah Heep мы недавно вспоминали, но вернуться к классике никогда не бывает лишним.
  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

«July Morning» начинается с грандиозного органного вступления, к которому присоединяется вся группа, переходя в головокружительное крещендо. К моменту, когда вступает голос, музыка откатывается назад, словно волна. Первый куплет звучит в тишине, а затем песня начинает снова набирать силу.

Несколько переходов между различными музыкальными частями — словно свет и тень, прилив и прилив. Всё заканчивается эпической кульминацией с гитарным и клавишными соло.

«July Morning» закрывает первую сторону винилового альбома, позволяя слушателю перевести дыхание, прежде чем перевернуть пластинку. Или поставить первую сторону с начала.

«Июльское утро» — вторая под длительности песня Uriah Heep. По хронометражу её превосходит только оркестровый трек «Salisbury». В отличие от него, «July Morning» прочно вошла в концертный репертуар группы. И начала жить своей жизнью, вдохновив национальный праздник в одной европейской стране (об этом ниже).

История создания и смысл

Основная часть стихов была написана в июле 1970 года клавишником группы Кеном Хенсли: «Я написал песню за год до того, как она вышла, в начале 1970-х. В то время мы много гастролировали по миру. А потом оказались в Англии. Однажды я остался в одиночестве в автобусе. Ждал парней, которые где-то бегали. Мне стало скучно, я взялся за гитару. Потом сыграл что-то ненавязчивое, и постепенно песня пришла ко мне».

Первая строка появилась сама собой, потянув за собой остальное. Воображение Кена Хенсли унеслось далеко за пределы гастрольного автобуса...

«Однажды июльским утром
Я искал любовь
Вместе с силой нового дня
И красивым солнцем.

При звуке пения ранней птицы
Я уходил домой,
Шторм и ночь оставались позади меня,
Как и мой путь
.

С наступлением дня пришла решимость:
Я буду искать тебя.

Я искал любовь в самых странных местах,
Переворачивал каждый камень.
Должно быть, заглянул в тысячу лиц,
Но никто не знал об огне, который вспыхнул
В моём сердце, в моём сознании, в моей душе».

Текст описывает поиски любви — не обязательно привязанности к конкретному человеку, но экзистенциального состояния. Метафорические отсылки к ночной тьме и шторму говорят о периоде сомнений и сложностей. Но поиски на поверхности не принесли успеха. И тогда герой понимает, что чувство скрыто внутри: в сердце, в уме, в душе.

Студийная запись

В течение нескольких дней Кен Хенсли работал над песней, пока не сыграл её на акустической гитаре для друзей в репетиционной комнате: «К концу дня многие её полюбили. Это было волшебство!»

Но «Июльскому утру» быстро стало тесно в трёхминутном формате. Песня разрослась, впитав в себя многие идеи Хенсли и вокалиста Дэвида Байрона. Несколько разрозненных фрагментов сошлись в единое эпическое полотно, в котором нашлось место грандиозному вступлению, гитарному «мосту» между первой и второй частью песни, а также выходу в астрал под гитарные и органные соло.

Как только песня обрела структуру, группа, в которой помимо Хенсли и Байрона состояли Мик Бокс (гитара), Пол Ньютон (бас) и Иэн Кларк (барабаны), зафиксировала магию в студии. Uriah Heep записали несколько дублей, но на альбом попал первый — самый вдохновенный.

Все выложились на максимум, но вокальное выступление Дэвида Байрона заслуживает отдельной похвалы. Его часто не ценили критики, но вокалист Uriah Heep мог похвастаться ярким голосом, почти оперным диапазоном и харизмой, демонстрируя глубину эмоций в каждой песне.

Отличная традиция — начинать июль песней «Июльское утро»! И пусть Uriah Heep мы недавно вспоминали, но вернуться к классике никогда не бывает лишним.-2

Инцидент с Манфредом Манном

Во время записи в студии царила не только, а может, и не столько любовь. Кен Хенсли с самого начала понимал, что «July Morning» станет для группы крайне важной песней. Написав большую часть, он чувствовал себя более чем готовым — и определённо способным — сыграть все необходимые партии. Хенсли был огорчён, когда продюсер/менеджер группы Джерри Брон пригласил исполнить партию синтезатора «Муг» музыканта со стороны — Манфреда Манна.

Тот поначалу категорически отказался, заявив: «Это один аккорд, что я могу с ним сделать?» Но уговоры Брона подействовали, и Манфред Манн вышел из контрольной комнаты, спустился по лестнице до студии и сделал дубль. Как оказалось, это была не единственная прогулка вверх или вниз по лестнице в тот день. Манн сыграл на синтезаторе пять разных соло.

Впоследствии обида Хенсли усугубилась. По словам Джерри Брона, во время концертного тура, где Манфред Манн и Uriah Heep оказались на одной сцене, зрители первого приветствовали с энтузиазмом, а вторых освистали: «Кен был в слезах, он возненавидел всё это. Так что они не ладили из-за того, что произошло с "Июльским утром"».

В то же время Джерри Брон вполне осознавала важность Кена Хенсли: «Кен был самым сильным в Heep, безусловно. Нет сомнений в этом. Кен был не только выдающейся личностью, он фантастически выглядел, пел, как Дэвид, и даже выше. Он писал все песни, играл на гитаре, на всех клавишных. Никто и рядом не стоял».

Выпуск пластинки

Релиз «Июльского утра» и альбома «Look at Yourself» в сентябре 1971 года ознаменовал новую творческую и коммерческую высоту для Uriah Heep. Группа была уже известна в Великобритании и Европе, но теперь о ней узнали и в Соединённых Штатах. Музыканты осознавали, что «July Morning» была главным кандидатом на выпуск на сингле. Но для этого трек было необходимо сократить.

Японское подразделение Bronze действовало оперативнее других, выпустив укороченную версию «July Morning» в июне 1972 года.

Америка получила свой сингл в мае 1973 года. На него попала версия из двойного концертного альбома «Uriah Heep Live», выпущенного в том же году.

СССР и Болгария

В нашей стране «July Morning» обросла настоящим культом. Было в ней что-то до боли своё, родное, понятное без перевода. Кроме того, продолжительность песни позволяла на вполне законных основаниях танцевать в паре аж больше десяти минут, пока крутится бобина, а Uriah Heep возносят оду поискам истинных чувств средствами мелодичного хард-рока.

Самая удивительная история, связанная с песней, произошла в Болгарии, где «July Morning» легла в основу целого праздника. В течение нескольких десятилетий болгары со всей страны едут на морское побережье, чтобы наблюдать за первым восходом июльского солнца. Естественно, под «July Morning». И пусть не все уже знают, кто такие Uriah Heep, красивая традиция сохранилась.

Кен Хенсли был ошеломлён, когда узнал о болгарском празднике: «Я еду туда, играю концерт, а затем просто смотрю и слушаю, как болгары поют "Июльское утро", когда солнце восходит. Это довольно удивительный опыт».

Другие участники Uriah Heep также с радостью ездили в Болгарию, чтобы принять участие в праздновании. Джон Лоутон несколько раз исполнял «July Morning» на берегу Чёрного моря, хотя в оригинальной версии вокальную партию пел и не он.

В своих самых смелых мечтах Кен Хенсли не предполагал, что песню, которую он начал писать со скуки в автобусе, ждёт такая счастливая судьба: «Сорок с лишним лет спустя я всё ещё играю эту песню и вижу радость на лицах людей. Я могу поехать в Россию или Болгарию, чтобы сыграть для 10 тысяч человек, которые не говорят по-английски, но могут спеть каждое слово. Это феноменально. Это просто замечательно, что песня, которую я написал много лет назад, всё ещё жива и настолько значима».

Кена Хенсли уже нет с нами. Как и многих других. Но их песни — не только «July Morning», но и десятки других — живут в памяти тех, кто впервые услышал их хоть в далёкие 1970-е, хоть в наши дни. Соединяя эпохи и культуры через музыку. Наводя мосты между привычной реальностью и тем заповедным пространством, где, как встарь, живёт любовь. Спрятанным, как пели когда-то Uriah Heep, в сердце, в уме и в душе.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!