228,7K подписчиков

Эмират Альморавидов. Пришедшие из Сахары

Берберское племя лемтунов, приняв ислам, принялось захватывать территории. Сначала они подчинили Магриб, а потом добрались до Аль-Андалуса.

Берберы из пустыни

Когда арабы пришли в Северную Африку, она была густо населена различными народами. Однако и южнее, в Сахаре, бурлила жизнь. Там обитали кочевые племена, среди которых были и берберы. Они не являлись единым народом. Между берберскими племенами то и дело вспыхивали конфликты, шла ожесточённая борьба за власть и влияние. Одной такой ветвью являлись санхаджи. До встречи с арабами они обитали на большой территории между Атласскими горами на севере и землями современного Сенегала на юге. Позднее санхаджи ушли южнее. К тому времени лидирующее позиции заняла ветвь лемтунов. Они обосновались в Сенегале, образовав государство. В 9-м веке берберы познакомились с исламом. Лемтуны стали называться муласаминами, что можно перевести как закутанные. Дело в том, что они закрывали лица специальными покрывалами. «Закутанные» грабили соседние народы, занимаясь работорговлей.

В первой трети 11-го века у лемтунов появился новый вождь — Яхья ибн Ибрахим. Он принадлежал к другому берберскому племени, но женился на представительнице лемтунов и примкнул к её народу. В 1036 году ибн Ибрахим совершил паломничество в Мекку. Оттуда он вернулся другим человеком. Увидев священный город, поговорив с религиозными людьми, он понял, что его народ движется не в том направлении, и решил это изменить. Однако сделать это было не просто. Берберы привыкли к своему толкованию ислама, поэтому «возвращаться к истокам» не спешили. Тогда ибн Ибрахим призвал на помощь теолога Абдуллу ибн Ясина аль Гузулия, который считался одним из лучших знатоков мусульманских законов и прав. Вместе они стали читать проповеди берберам, призывая их изменить образ жизни. Народ скептически отнёсся к обязательному соблюдению богословско-юридических законов. Но авторитет Яхьи ибн Ибрахима был велик, поэтому до открытых выступлений против проповедника дело не дошло.

Берберское племя лемтунов, приняв ислам, принялось захватывать территории. Сначала они подчинили Магриб, а потом добрались до Аль-Андалуса.

Альморавидский эмират. (wikipedia.org)

После смерти ибн Ибрахима Аль Гузулия остался без мощного покровителя. Объединившись с родственниками вождя, он ушёл на отделённый остров на реке Сенегал, где возвёл рибат. Это стало поворотным моментом в истории племени. Весть о том, что где-то живёт «правильный» проповедник, быстро распространилась по берберским племенам. К тому моменту их жизнь стала ухудшаться, начались междоусобные войны. Люди видели в Абдулле ибн Ясине аль Гузулии надежду на спасение. Община начала разрастаться. Известно, что к началу 1040-х годов там проживали около тысячи человек. Их количество неумолимо росло.

На этом фоне Абдулла понял — пришло время попробовать объединить разрозненные берберские племена. Где-то проповедями, где-то силой, постепенно он добивался лояльности. Буквально через десять лет аль Гузулия обладал уже полноценным войском, готовым на всё ради него. Своих последователей проповедник называл аль-Мурабитун, что можно перевести как люди рибата. Позже это название трансформировалось в Альморавиды. Именно оно сохранилось в истории как название новой династии.

Войны в Магрибе и аль-Андалусе

Объединённые берберы, ставшие братьями по вере и оружию, уже не могли довольствоваться Сахарой. Абдулла повёл армию в земли Магриба. В том конфликте, провозглашённом священной войной, проповедник опирался на ближайших соратников — Яхьею ибн Омара и Абу Бекра, которые когда-то ушли вместе с ним на речной остров.

Сам Абдулла не являлся военачальником, оставив за собой роль духовного лидера. Армию повели именно соратники. Но в 1056 году не стало Яхьи, после чего полный контроль перешёл в руки Абу Бекра и его племянника Юсуфа ибн Ташфина. Они разделили сферы влияния: Ибн Ташфин остался покорять Магриб, а Абу Бекр вернулся в пустыню, чтобы подавить мятеж нескольких берберских племён.

Вскоре после смерти Абдуллы (1059 г.) Юсуф принял титул эмира. Так появилось новое государство — Альморавидский эмират со столицей в Марракеше. Война же в Магрибе и Сахаре растянулась на долгие годы. В 1070 году альморавиды сумели покорить Фес, а в начале 1080-х годов — Тлемсен и Сеуту. Ещё через несколько лет удалось всё-таки обуздать и берберов Сахары.

Берберское племя лемтунов, приняв ислам, принялось захватывать территории. Сначала они подчинили Магриб, а потом добрались до Аль-Андалуса.-2

Битва при Заллаке. (wikipedia.org)

Ориентировочно в то же время альморавиды стали посматривать в сторону аль-Андалуса. Но на открытое вторжение не решались. Интерес возник не на пустом месте. В то время у испанских арабов дела шли плохо. Христиане постепенно отвоёвывали земли, нанося мусульманам серьёзные поражения. Особенно в этом преуспели правители Кастилии и Леона. У арабов не оставалось выхода, поэтому они попросили помощи у альморавидов. Правда, в первый раз Юсуф отказал. Дело в том, что ещё шла ожесточённая война в Магрибе, и он не хотел вести противостояние на два фронта. После завоевания Сеуты, испанцы вновь напомнили о себе. В 1086 году войско альморавидов прибыло в аль-Андалус. В битве при Заллаке берберы были сильнее армии короля Альфонсо VI. Альморавиды оставили за собой лишь крепость Альхесирас, поскольку таков был уговор с арабскими правителями. Но прошло всего четыре года, и берберы возобновили военную кампанию.

Аль-Андалус окончательно погряз в междоусобных войнах, чем умело пользовались христиане. И альморавиды вмешались. Они за короткий срок завоевали несколько важных городов: Гранаду, Малагу, Кордову, Севилью, Валенсию. А в 1110 году весь аль-Андалус оказался во власти Альморавидского эмирата.

Взлёт берберской династии оказался быстрым, ярким, но скоротечным. Альморавиды, объединив огромную территорию, не смогли удержать её. Более того, начался процесс отхода от устоев и традиций, которые появились при Яхьи ибн Ибрахиме. Власть и богатство сыграли с берберами из Сахары злую шутку. Они с головой ушли в междоусобные войны. Появились новые семейства, желавшие заполучить власть. Причём любой ценой. И христиане не упустили шанса. Они отвоевали Лиссабон, Валенсию и другие важные города. К началу 1140-х годов альморавиды фактически не контролировали Испанию. Там появились мелкие независимые княжества — тайфы, которые не признавали чью-либо власть и пытались в одиночку противостоять христианам.

Финальный удар по эмирату нанесли всё-таки не христиане. В горах Атласа появилось новое религиозное братство берберов, призывавшее «вернуться к истокам». Альмохады — «единобожники» — сначала отвоевали Марокко, а потом атаковали аль-Андалус. Роль столицы досталась Севилье. А династия Альморавидов стала достоянием истории.