46K подписчиков

Какие иномарки были у Высоцкого, Сталина, Ленина, Брежнева, Гагарина и других известных людей. Как они приобретались во времена СССР

525 прочитали

Не секрет, что Советский Союз был страной тотального дефицита, и каждый советский гражданин стремился к лучшей жизни, пытаясь создать для себя и своей семьи максимально комфортные условия. Все крутились, как могли. Некоторые окольными путями через моряков завозил в страну магнитофоны, радиоприемники и телевизоры. Кто-то довольствовался заграничными духами, джинсами, колготками, грампластинками и аудиокассетами с мелодиями иностранных исполнителей. Потом их счастливые обладатели хвастались своими приобретениями перед всеми друзьями и родственниками, которые в свою очередь также мечтали заполучить желанные товары из-за бугра.

На вкус, запах и цвет товарищей в Советском Союзе нет. Карикатура из журнала "Крокодил"
На вкус, запах и цвет товарищей в Советском Союзе нет. Карикатура из журнала "Крокодил"

Но если все это добро можно было незаметно ввезти в страну, заплатив соизмеримый откат на границе, то с автомобилями такая схема уже не работала. Не потому, что таможня не могла сложить размер взятки, а в связи с тем, что такой автомобиль уже нужно было как-то поставить на учет в ГАИ, и потом еще ездить на нем по улицам советских городов, не вызывая вопросов у различных органов. Иномарки в то время были уж точно не средством передвижения, а небывалой роскошью и показателем высокого статуса, и появление на дорогах СССР такого автомобиля было редким явлением. Получить разрешение на владение иномаркой долгое время могли лишь ограниченные категории людей, в числе которых были дипломаты, артисты, чиновники, спортсмены, лётчики и приближенные к партийной верхушке лица.

Любимый Мерседес Высоцкого в цвете «голубой металлик». Подходит под его джинсы и рубашку
Любимый Мерседес Высоцкого в цвете «голубой металлик». Подходит под его джинсы и рубашку

Как мы знаем, у всеми любимого барда Владимира Высоцкого было несколько автомобилей иностранного производства. Но самым известным и легендарным считался «Мерседес» модели 450 W 116 - четырёхдверный седан 1974 года выпуска. Этот автомобиль стал первой иномаркой Высоцкого, официально зарегистрированной на его имя. До этого все машины бард регистрировал на жену, сам же он ездил только по доверенности. Стоил этот "Мерс" по тем временам бешеных денег - около 50000-60000 деревянных советских рубликов. У него было самое современное на то время оснащение салона, не зря, ведь, в 1974 году эта модель получила почетное звание «Автомобиль года» в Европе. По Москве ходили сплетни, что этот автомобиль артисту подарила Марина Влади, но на самом деле эту машину он купил на свои личные сбережения, о чем не раз говорил об этом на семейных праздниках и посиделках в тесном кругу друзей. Можно сказать, что честно напел на нее.

Владимир Ленин и Надежда Крупская рассекают на иностранном Rolls-Royce с личным водителем
Владимир Ленин и Надежда Крупская рассекают на иностранном Rolls-Royce с личным водителем

Но все-таки первым обладателем иностранного автомобиля в СССР был вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он разъезжал с личным водителем на Rolls-Royce из императорского гаража. Народ надеялся, что после Октябрьской революции все царское богатство будет поровну поделено между людьми, но большевики решили по своему. Вся национализированная роскошь, в том числе и автомобили, досталась ограниченному кругу лиц, приближенному к Ленину, ибо нечего челяди привыкать к хорошему. В конце 1920-х годов счастливым обладателем иномарки стал и Владимир Майковский, который привёз себе из Парижа "Рено" (Renault), естественно, с разрешения партии и правительства. У оперной певицы Антонины Неждановой в 1930-е годы появился двухдверный Форд-А, а знаменитая актриса Любовь Орлова передвигалась на открытом Packard-120.

Сталин приехал в бронированном Packard Twelve на авиапарад в Тушино, Фото 1949 года
Сталин приехал в бронированном Packard Twelve на авиапарад в Тушино, Фото 1949 года

После окончания Второй мировой войны на улицах Москвы появилось большое количество иномарок. Это были трофейные, подарочные или полученные по Ленд-лизу автомобили, но простые смертные ездить на них так же не имели право. На иностранных машинах разъезжало военное руководство, партийная верхушка, композиторы, музыканты и другая элита Советского Союза. Например, отец всех народов Иосиф Сталин сначала неизменно пользовался автомобилями Rolls Royce разных годов выпуска. Позже эту марку вытеснили американские автомобили Packard Twelve, на которых по заказу советского правительства была установлена бронированная защита. А последним его автомобилем стал бронированный лимузин советской разработки ЗИС-115.

Знаменитый спортивный автомобиль космонавта Юрия Гагарина Matra Bonnet Djet V
Знаменитый спортивный автомобиль космонавта Юрия Гагарина Matra Bonnet Djet V

Один из основных каналов поступления иномарок в Советский Союз шел через дипломатов. Когда приходила время переезда дипломата за рубеж, он сдавал свой автомобиль в специальный комиссионный магазин, через который его могли купить другие граждане, но естественно не все. Таким не хитрым способом иномарками обзавелись актёр Андрей Миронов и космонавт Алексей Леонов. А вот первый космонавт Юрий Гагарин свою иномарку не покупал, ему ее любезно предоставила французская компания Matra. Думаю, это был некий ее рекламный ход. Гагарину презентовали спорткар Matra Bonnet Djet V, на котором он проездил с 1965 года и до самой смерти в 1968-м году.

Всеми любимый генсек Леонид Ильич Брежнев и его любимый Rolls-Royce Silver Shadow
Всеми любимый генсек Леонид Ильич Брежнев и его любимый Rolls-Royce Silver Shadow

Среди руководителей СССР особой любовью к иномаркам отличался Брежнев. У него был целый автопарк из Роллс-Ройсов, Линкольнов и Кадиллаков. Кстати, у него имелись два одинаковых Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II. Но жемчужиной собрания Леонида Ильича был четырехдверный спортивный седан Maserati Quattroporte, подаренный ему в 1968 году руководителем итальянской компании.

Уже к середине 1970-х большинство артистов во время зарубежных гастролей могли купить себе иномарку за честно заработанную валюту, оплатить таможенные сборы, получить разрешение от министерства культуры и поставить машину на учет. В основном речь шла о покупке подержанных автомобилей. Например, режиссер Иван Дыховичный купил в те годы сразу две иномарки: белое Alfa-Romeo 1750 GTV и спорткар Fiat Dino.

Разгрузка иномарок в советском портовом городе. Скоро они найдут своих новых владельцев
Разгрузка иномарок в советском портовом городе. Скоро они найдут своих новых владельцев

В 1984 году по стране прошли андроповские чистки, в результате которых за незаконную торговлю иномарками судили десятки человек. В этом деле даже засветился и экс-министра МВД Николай Анисимович Щелоков, у которого было обнаружено несколько автомобилей БМВ. На закате СССР иномарки начали активно покупать моряки. Им разрешалось провозить только один автомобиль. Вскоре в портовых городах Рига, Одесса, Калининград, Мурманск и Владивосток иностранные автомобили перестали быть редкостью. А уже в марте 1988 года была принята инструкция о порядке перемещения через границу СССР автомобилей и другого автотранспорта, которая позволяла советским гражданам фактически беспрепятственно ввозить в страну различные виды транспортных средств для личного пользования. После этого поток автомобилей в страну увеличился в геометрической прогрессии.

Папа купил иностранный автомобиль...
Папа купил иностранный автомобиль...

Но кроме гордости иномарка была и предметом постоянных хлопот. Гражданин законно купивший иностранный автомобиль в течение года не имел право его продать, за исключением случаев, когда машина попадала в ДТП. Кроме этого, уже изрядно походившие за бугром иномарки на советских дорогах очень быстро ломались, а найти подходящие запчасти было целой проблемой. Их приходилось заказывать из-за границы и долго ждать. Как вы уже поняли, в СССР купить иномарку и качественно обслуживать ее могла только элита, в то время как обычный народ жил от зарплаты до зарплаты.

А когда и какую свою первую иномарку купили вы, уважаемые читатели? Сколько советских деревянных рублей пришлось за нее отвалить? Пишите в комментариях, думаю, всем интересно будет их почитать.

Мирного неба, здоровья, тепла и до новых встреч!