60,1K подписчиков

Почему самолеты не падают при повороте?

148 прочитали

Давайте сначала выясним, почему самолёты вообще не падают? Вы наверное уже видели схемку, где продемонстрирован механизм появления подъемной силы у крыла.

Формирование подъемной силы
Формирование подъемной силы

Подъемная сила появляется благодаря тому, что воздух обтекает крыло снизу медленнее, чем сверху. Образуется разность давлений. В итоге профиль начинает "всплывать". Подобного эффекта можно достичь, если резко провести рукой под водой. Вы почувствуете, как в какой-то момент рука начинает выталкиваться на поверхность.

И всё бы хорошо, но...Так вся система функционирует, пока всё это происходит в горизонтальной плоскости. Атмосфера устроена таким образом, что слои "складируются" один на другой, и всё это происходит горизонтально. Но при повороте самолёт в большинстве случаев меняет свою ориентацию относительно линии горизонта.

Самолёт уже не горизонтален
Самолёт уже не горизонтален

Напрашивается вывод, что при входе в поворот самолёт "потеряет подъемную силу" и начнёт сваливаться. Ведь разница в давлениях уже не позволит её компенсировать формированием новой.

Что же, действительно, когда самолет, летящий по прямой, входит в вираж, если ничего не предпринять, нос опустится и самолет начнет снижаться. Сначала медленно, но со временем (и не так уж и много времени нужно) скорость полета увеличится, и самолет войдет в опасное состояние, известное как спиральное пикирование. Причина проста и мы уже её по сути обозначили: вес самолета остается прежним, подъемная сила нет.

Когда самолет находится в горизонтальном полете, он не набирает высоту и не снижается, не ускоряется и не замедляется. Четыре силы, определяющие полет: тяга, сопротивление, подъемная сила и вес, находятся в равновесии.

Когда самолет входит в вираж внезапно меняется множество факторов. Подъемная сила больше не является прямым противодействием весу. Но это не означает, что она полностью пропадает.

Для того, чтобы противодействовать опусканию носа, все, что нужно сделать пилоту, это использовать рули высоты. Учась поворачивать, пилоты быстро привыкают держать нос самолета ровно.

Самолет входит в вираж, подъемная сила распределяется между вертикальной и горизонтальной составляющими. Небольшое давление руля высоты противодействует потере вертикальной подъемной силы, при выходе самолета на уровень рули высоты ослабляются.
Треугольник сил
Треугольник сил

Как вы видите, ход мыслей, вроде как, правильный и поворот права может стать причиной потери высоты. Но всё это не означает, что стоит чуть-чуть повернуть руль и подъемная сила уменьшится до нулевых значений. Она всегда остаётся и этого достаточно, чтобы самолёт оставался в воздухе. Дальше игра с закрылками и мастерство пилота.

С таким пилотом всё точно будет круто
С таким пилотом всё точно будет круто

Стоит отметить, что некоторая граница всё-таки есть. В некоторых случаях неопытный пилот сможет завалить самолёт своими неправильными действиями. При этом пока самолёт летит по прямой линии, управлять им не сложнее, чем рулить автомобилем на шоссе.

⚡ Обязательно подпишитесь на Telegram проекта! Там самое интересное по теме.

✅ Поддержать проект монеткой или задать вопрос можно тут! Здесь же я публикую фрагменты будущей книги, которую могут читать подписчики

👉💖 Ставьте лайки материалу, подписывайтесь на проект! И не забывайте нажать на ДЗЕН-колокол 🔔