8,4K подписчиков

"Generation П": конспирология от Виктора Пелевина

Фото взято с ресурса Яндекс-Картинки
Фото взято с ресурса Яндекс-Картинки

Виктор Пелевин до сих остаётся модным писателем, его книги принято называть культовыми. Но это вовсе не означает, что он плохой писатель и успех его исключительно коммерческий либо политически ангажированный. В этом случае модный, культовый и даже постмодерновый вполне совпало с понятием гениально по крайней мере в случае с романом "Generation П". Хотя, почему его везде называют романом? Никаких романтических линий в нём не выстроено, главный герой по сюжету один раз всего мельком набросан в постинтимной ситуации. После ночи с проституткой, причём без малейших уточнений, просто проснулся и всё. Но это уже никак не романтика. Так что роман "Generation П" жанрово скорее следовало бы определить как хронику. Опубликованная на исходе бурного десятилетия "переходного периода" в 1999 году книга Пелевина и по содержанию замыкает 1990-е как нечто свершившееся. А начинается эта хроника жизни целого поколения, вступившего во взрослую жизнь в перестроечно-постперестроечное время, ещё когда это время в лучшем случае только смутно угадывалось.

Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу — и выбрало «Пепси».
Сейчас уже трудно установить, почему это произошло. Наверно, дело было не только в замечательных вкусовых качествах этого напитка. И не в кофеине, который заставляет ребятишек постоянно требовать новой дозы, с детства надежно вводя их в кокаиновый фарватер. И даже не в банальной взятке — хочется верить, что партийный бюрократ, от которого зависело заключение контракта, просто взял и полюбил эту темную пузырящуюся жидкость всеми порами своей разуверившейся в коммунизме души.
Скорей всего, причина была в том, что идеологи СССР считали, что истина бывает только одна. Поэтому у поколения «П» на самом деле не было никакого выбора, и дети советских семидесятых выбирали «Пепси» точно так же, как их родители выбирали Брежнева.
Финал рекламного ролика Пепси-колы
Финал рекламного ролика Пепси-колы

Почему поколение пионеров и комсомольцев с таким энтузиазмом "выбрало пепси"? Потому что это поколение ничего и не выбирало, оно приняло рыночную экономику и либеральную демократию так же, как их родители приняли в своё время необходимость светлого будущего в виде коммунизма. Приняли по методу привитого в школе инфантилизма, невзирая на противоречия. Поэтому функцией Перестройки оказалось переключение "общественности" с одних обманщиков на других. А зачастую и обманщики остались прежние, только обман несколько модернизировался.

По телевизору между тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то самое, за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, тверже и радикальнее.
"Сардины облаков плывут на юг." Автор иллюстрации к роману Пелевина В. "Generation П" Александр Берг
"Сардины облаков плывут на юг." Автор иллюстрации к роману Пелевина В. "Generation П" Александр Берг

Главный герой, выпускник литературного вуза Вавилен Татарский — создатель рекламного продукта для российского или, точнее, постсоветского потребителя. Одному из его нанимателей, бывшему таксисту из Нью-Йорка по фамилии Пугин, он и был ценен не только за литературные способности, но и не утраченную ещё советскую ментальность. Само название книги — аллюзия к рекламному слогану "новое поколение выбирает "Пепси". Имя главного героя Вавилен составлено из начальных букв имён Василий Аксёнов (популярный писатель в 1960-х) и Владимир Ильич Ленин (в представлении не нуждается). Он как типичный представитель своего поколения лояльно и схематично усвоил всё, что нужно для полноценного вхождения в систему и одновременно системного же нонконформизма.

Татарский представлял себе свое будущее примерно так: днем — пустая аудитория в Литинституте, подстрочник с узбекского или киргизского, который нужно зарифмовать к очередной дате, а по вечерам — труды для вечности.

Как больше укоренённый за счёт идеологии и культуры в прежней жизни Владилен Татарский не успел в первые эшелоны перестраивающихся. Потому позднее "прозрение" носит изрядную долю апатии, почти годовое сиденье продавцом в ларьке послужило своего рода периодом адаптации. Не зря же Татарский приобрёл "цинизм, бескрайний, как вид с Останкинской телебашни" и некоторое своеобразное знание людей.

Кроме того, он понял еще одно: вечность, в которую он раньше верил, могла существовать только на государственных дотациях — или, что то же самое, как нечто запрещенное государством.

Едва не потерявшись на ниве ларёчной торговли, но, встретив своего бывшего одногруппника Морковина, оказался в рекламном бизнесе. По академической привычке Татарский обзавёлся научно-методическим подкреплением в виде нескольких книг заокеанских специалистов по маркетингу и рекламе. Но главные секреты он постигает из источников, про которые, пожалуй, кроме как его бывшему однокласснику Гирееву, и упоминать-то не следует. Потому что эти источники не в формате: результаты спиритического сеанса и галлюцинации вследствие наркотического опьянения. Вызванный с помощью планшетки дух Че Гевары рассказал Татарскому о концепции расчеловечивания, озаглавленное "Идентиализм как высшая стадия дуализма". От выпитого мухоморного отвара и съеденных мухоморов в загородном доме Гиреева появилось нечто вроде откровения про Вавилонскую башню. После съеденной марки ЛСД с изображением вавилонского персонажа от Гриши-филателиста получился целый мировоззренческий комплекс. Кроме того, всю жизнь рекламщика ему сопутствуют знаки-подсказки: 3 пальмы на плакате, слоган "эта игра не имеет названия", упоминание лотереи, имя древневосточной богини Иштар, маска и зеркало. Всё это изложено с изрядной долей юмора. К примеру, авторитетный буддийский автор "Лабсанг Сучонг из монастыря Пу Эр" — это названия сортов китайского чая, постсоветским читателем куда лучше угадываемые, чем советским.

Несмотря на внешнюю иллюзорность галюциногенных источников, в них гораздо меньше мистицизма, чем в том продукте, который производил Владилен Татарский и его коллеги на всех ступенях его карьеры от Драфт Подиум до Института пчеловодства. Начиналось всё с безобидного в целом обдуривания клиентов по поводу трудозатратности и эксклюзивности. Пришло к формированию для телеэкранов всего политического пространства, так что непонятно, кто из политиков реально существует, а кто всего лишь созданная на компьютере модель. Попутно продолжалось зарабатывание денег на рекламе. Только ставки уже поднялись на необычайный уровень, недаром сотрудника, заменившего сигареты Camel в видеосюжете с генералом Лебедем на сигареты Gitanes, самого использовали для съёмок взрыва автомашины того же самого генерала.

Эфир с то ли прдлинными, а скорее всего со сфабрикованными политическими новостями. Скриншот кадра из фильма "Generation П"
Эфир с то ли прдлинными, а скорее всего со сфабрикованными политическими новостями. Скриншот кадра из фильма "Generation П"

Почти всю протяжённость сюжета романа главный герой задаётся одним вопросом, который его волнует тем сильнее, чем выше по карьерной лестнице он взбирается. Этот вопрос в изменённом виде появляется раз за разом, суть его в следующем: кто же стоит за продвижением тех или иных тенденций? на что опирается весь порядок вещей, если политиков формируют на служебном компьютере? В конце концов для Татарского сошлись 2 линии: галюциногенно-спиритуальные откровения и рекламно-пропагандистские повороты карьеры. В романе так и не прозвучал ответ, действительно ли команда Института пчеловодства является частью некоего тайного мистического ордена, или это просто такая игра, воспринятая у американских коллег. Не прозвучал ни для Владилена Татарского, ни для читателей.

Кабинет Азадовского, руководителя той самой организации со странным названием Институт пчеловодства. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Кабинет Азадовского, руководителя той самой организации со странным названием Институт пчеловодства. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

В 2011 году на экраны вышел художественный фильм с тем же названием, что и книга Пелевина В. О. — "Generation П". Несмотря на некоторые расхождения в сюжетной линии с романом, в целом экранизация получилась очень удачная, заложенный писателем замысел ничуть не пострадал.

Пелевин В. О. задав некий конспирологический тон, вроде бы никакое тайное сообщество и не прорисовал. Если даже считать таким тайным всесильным обществом некий союз рекламщиков-телевизионщиков, культивирующих поклонение древней богине Иштар, то и тут намёк на тех, кто главней фальсификаторов и манипуляторов общественным сознанием из Института пчеловодства, больше вызывает вопросов. Ответ Татарскому на его настойчивый вопрос "на что же всё это опирается?", на самом деле был дан. Был дан как раз в той самой несерьёзной части видений и галлюцинаций. Каков был этот ответ — тема следующей публикации.

P. S. Напоследок, цитата из интервью, данного Пелевиным В. О. сразу после публикации книги в марте 1999 года.

Страстная приверженность конспирологическим схемам объяснения жизни мира кажется мне одним из симптомов вялотекущей шизофрении. Человек слишком мимолетное существо, чтобы составлять хоть сколько-нибудь серьезные планы или, тем более, заговоры — если кто этого не понял, то, несомненно, придет момент, когда такого понимания будет не избежать. Но вся эта конспирология — замечательный материал для пародии.

Спрятаться за тайный заговор не удастся, отвечать придётся каждому самостоятельно.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.