«Если бы бас умел говорить». 10 крутых записей Стэнли Кларка для знакомства с великим басистом

138 прочитали

До Стэнли Кларка большинство поклонников джаза считали контрабас в большей степени утилитарным инструментом, который задаёт ритм и время от времени используется для сольных партий. Один виртуоз с электрическим басом наперевес в корне изменил ситуацию, попутно позволив жанру фьюжн выйти на более широкую аудиторию.

До Стэнли Кларка большинство поклонников джаза считали контрабас в большей степени утилитарным инструментом, который задаёт ритм и время от времени используется для сольных партий.
  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Стэнли Кларк родился 30 июня 1951 года в Филадельфии. Он начал путь в музыку с попыток играть на скрипке, но его кисти рук оказались для этого занятия слишком крупными. В музыкальной школе ему на глаза попался контрабас, и юный Стэнли перешёл на этот инструмент.

После школы он поступил в Филадельфийскую музыкальную академию, мечтая присоединиться к симфоническому оркестру. Но со временем влюбился в джаз.

После выступлений со Стэном Гетцем, Хорасом Сильвером и другими мастерами Стэнли Кларк встретил пианиста Чика Кориа, который пробудил в нём интерес к новым гармониям и ритмам. В 1972 году эти двое сформировали группу Return to Forever.

До Стэнли Кларка большинство поклонников джаза считали контрабас в большей степени утилитарным инструментом, который задаёт ритм и время от времени используется для сольных партий.-2

В то же время басист начал сольную карьеру, что было смелым шагом для басиста. Стэнли Кларк основал The Stanley Clarke Band — фактически дважды, с интервалом около 25 лет.

В дополнение к беспрецедентной технике, ритмической и гармонической виртуозности, а также впечатляющим композиторским способностям Стэнли Кларк отметился включением в джазовый лексикон языка ритм-н-блюза, соула, фанка, диско и рока. «Узаконив» эти ранее маргинализированные жанры в контексте джаза.

Return to Forever «What Game Shall We Play Today» (1972)

Это был первый альбом Стэнли Кларка с Return to Forever. На протяжении многих лет группа реформировалась для записи альбомов и туров, в последний раз это случилось в 2011 году. К сожалению, Чик Кориа умер в начале 2021 года.

Помимо Кориа и Кларка, в первоначальный состав входили Джо Фаррелл (флейта и сопрано-саксофон), Аирто Морейра (барабаны и перкуссия) и Флора Пурим (вокал и дополнительная перкуссия).

«Journey to Love» (1975)

Чик Кориа также принял участие в записи «Journey to Love», но это на 100 процентов альбом Стэнли Кларка. Основное различие между звучанием пластинки и эстетикой Return to Forever заключается в наличии духовой секции из девяти человек. Кларк продолжает расширять границы фьюжна. В заглавном треке представлена ​​сольная гитара британского рок-героя Джеффа Бека. Тщательно продуманная басовая линия создаёт поистине неземную атмосферу.

«School Days» (1976)

Восьмиминутный заглавный трек доминирует в четвёртом альбоме Стэнли Кларка, вдохновлённом прогрессивным роком. Зрелая и развитая пластинка отлично показала себя: «School Days» достиг 34-го места в американском хит-параду и 2-го места в джазовом чарте. На обложке Стэнли Кларк рисует баллончиком ноты на стене нью-йоркского метро. Чем не хип-хоп?

«Dayride» (1978)

В записи нескольких треков альбома «Modern Man» принял участие ещё один матёрый рок-исполнитель: востребованный сессионный барабанщик Стив Гэдд. Его работу можно оценить в «Dayride» — новой версии композиции, изначально записанной с Return to Forever. Помимо искусства игры на басу, Стэнли Кларк демонстрирует свои способности аранжировщика.

«The Streets Of Philadelphia» (1979)

Стэнли Кларк написал эту песню в 1974 году в качестве свадебного подарка для своей подруги Кэролин Хелен Риз, которая вскоре стала его женой. Во время первой встречи девушка спросила кавалера, чем тот зарабатывает на жизнь. Стэнли Кларк ответил: «Я музыкант с улиц Филадельфии».

Басист взялся за запись вокала не без опасений, ведь специализировался он вовсе не на пении. Но баллада на стыке диско, фанка и джаза вполне удалась. К тому же, команда поддержки собралась великолепная: саксофонист Стэн Гетц, гитарист Ли Ритнауэр, пианист Ронни Фостер и барабанщик Харви Мейсон.

Stanley Clarke, George Duke «I Just Want to Love You» (1981)

Ещё один пример плодотворного сотрудничества — работа Стэнли Кларка с певцом, автором песен и пианистом Джорджем Дюком. «The Clarke/Duke Project» был первым из трёх студийных альбомов, которые они записали вместе. Гибкая басовая партия в песне «I Just Want to Love You» превращает её в выдающийся образец джаз-фанка. Стэнли Кларк не только поёт вместе с Джорджем Дюком, но и исполняет соло на гитаре перед финальным припевом.

«Heaven Sent» (1984)

Джефф Бек и Джордж Дюк вернулись в студию для записи альбома «Time Exposure», в работе над которым также участвовали саксофонист Эрни Уоттс и вокалист Говард Хьюитт. Лидер группы играет на множестве инструментов, включая несколько видов баса, а также барабаны и синтезаторы. В мелодии «Heaven Sent» несколько партий бас-гитары создают замысловатый перкуссионный эффект.

«Bassically Taps» (1988)

Одним из ярких моментов альбома «If This Bass Could Talk» является вклад выдающегося чечёточника Грегори Хайнса, который использует свои ноги для создания ритмического рисунка в нескольких треках. «Bassically Taps» представляет собой дуэт бас-гитары и стука подошв о деревянный пол. Два мастера вовсю экспериментируют и играют с синкопами и тембрами.

«I'm Home Africa» (1993)

В отличие от некоторых коллег из джазового мира, Стэнли Кларк не уделял особого внимания созданию музыки, заигрывающей с африканскими традициями. Чуть ли не единственным исключением является песня «I'm Home Africa», написанная в соавторстве с басистом Джимми Эрлом и пианистом Стивом Хантом: интересное сочетание полиритмии, акустических ударных инструментов, различных видов электронного баса и заранее записанных сэмплов.

«Hair» (2003)

Каким бы впечатляющим ни бывал состав гостей на других его альбомах, Стэнли Кларк превзошёл самого себя на «1, 2 to the Bass». В записи приняла участие даже Опра Уинфри, читающая стихотворение в прозе. Среди других забавных моментов пластинки — песня «Hair» из одноимённого мюзикла в нарочито дикой и резкой фанк-аранжировке. Это безудержный праздник баса с умными аранжировками для духовых инструментов и потрясающим гитарным соло Джо Сатриани. Если нужен слэп, вам сюда!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!