133,8K подписчиков

Как Роммель ослушался приказов и стоил Оси Зла Северной Африки

1,2K прочитали

6 февраля 1941 года итальянская армия потерпела свое последнее крупное поражение в Африке в битве при Беда-Фомм. Итальянская армия рухнула под натиском британцев, оставив 25,000 солдат в плену. Эта массовая сдача итальянских войск завершила катастрофическую операцию «Компас», в ходе которой британцы захватили 133,298 человек, 420 танков и 845 орудий всего за три месяца.

6 февраля 1941 года итальянская армия потерпела свое последнее крупное поражение в Африке в битве при Беда-Фомм. Итальянская армия рухнула под натиском британцев, оставив 25,000 солдат в плену.

Эти потери встревожили Гитлера в Германии, который был занят планированием своей грандиозной операции против Советского Союза. Гитлер считал, что если итальянцы рухнут так рано в войне, это может сорвать его всю стратегическую концепцию. Вместо того, чтобы позволить итальянцам быть вытесненными из Северной Африки, он отправил своего любимого восходящего звездного генерала, Эрвина Роммеля, чтобы укрепить линии. Роммель прибыл в Африку в феврале 1941 года.

Размещение Роммеля в Африке изменило всю картину войны, но не так, как ожидали многие. Большинство видят в Роммеле элегантную фигуру, «Лис пустыни». Хитрый и компетентный генерал, который доставлял союзникам массу хлопот в пустыне на протяжении многих лет. Хотя это может быть правдой, это никогда не было задачей Роммеля. Роммель прямо нарушал приказы и расширял и продлевал войну в Северной Африке, что в конечном итоге обернулось против Германии.

Нарушение приказов

6 февраля 1941 года итальянская армия потерпела свое последнее крупное поражение в Африке в битве при Беда-Фомм. Итальянская армия рухнула под натиском британцев, оставив 25,000 солдат в плену.-2

Когда Роммель был отправлен в Северную Африку, ему было приказано действовать в качестве «Sperrband» против британцев для итальянцев. Sperrband означает блокировщик. Технически, Роммель должен был подчиняться итальянскому главнокомандующему в Северной Африке Итало Гарибольди. Гарибольди не имел намерений сражаться с британцами в ближайшем будущем после того, как его силы были разгромлены. ОКВ (Oberkommando der Wehrmacht) согласились и настаивали на том, чтобы Роммель занял оборонительные позиции в Сирте. Роммель был там только для того, чтобы укрепить итальянский фланг, чтобы Муссолини мог решить, что делать с оставшимися североафриканскими владениями.

Но у Роммеля были другие планы.

Несмотря на получение телеграмм, запрещавших ему вступать в прямой контакт с британцами, кроме целей разведки, Роммель немедленно начал планировать крупное наступление. Роммель правильно распознал, что Британская Восьмая армия была усталой и разбитой после погони за итальянцами на бешеной скорости в течение последних трех месяцев. Войска самого Роммеля были свежими и готовы к бою.

Вместо того чтобы действовать как блокирующая сила, Роммель пошел в наступление и изменил ход Второй мировой войны.

Дорога в никуда

Роммель, безусловно, имел большой первоначальный успех в Северной Африке. Используя скорость, дерзость и обман, Роммель смог отбросить британцев обратно в Египет. С момента запуска своего первого наступления Роммель находился в атаке. С марта 1941 года по июль 1942 года Роммель постепенно отбросил истощенных британцев до сильно укрепленного города Эль-Аламейн. Оборонительные сооружения в Эль-Аламейне были специально разработаны, чтобы предотвратить достижение врагом ближайшей Александрии на востоке, и именно здесь Роммель был наконец остановлен.

Гитлер был в восторге от успеха Роммеля и считал, что любые завоеванные земли были хорошими. За свою неповиновение Роммель был повышен до фельдмаршала. Но другие генералы в верховном командовании (ОКВ) видели это иначе. Северная Африка была дорогой в никуда.

Роммель прошел тысячи километров за 18 месяцев, но какой ценой? Его танки поглощали ценное топливо без стратегической пользы. Один из генералов даже сказал, что ценные немецкие ресурсы были потрачены впустую на «проклятую личную охотничью экспедицию Роммеля».

Другие генералы были разочарованы по нескольким причинам. Во-первых, Северная Африка не имела стратегической ценности для немцев. Каков был конечный результат? Италия уже доказала свою неспособность оккупировать и управлять этой территорией. У Германии не было планов по контролю над Северной Африкой. Исследования, проведенные для гипотетической оккупации Александрии и Каира немецкими войсками, пришли к выводу, что план не был реалистичным.

Между тем, пока Роммель совершал марш-бросок по пустыням Северной Африки, немецкая армия терпела поражение на Восточном фронте. Роммель поглощал ценное топливо, еду и внимание, которые могли быть направлены на Россию.

Североафриканский театр также был единственным регионом, который Германия должна была снабжать по морю. Каждый другой театр можно было снабжать по суше, что было сильной стороной Германии.

Наблюдая, как Роммель продвигается по пустыням Северной Африки, немецкий народ и сам Гитлер были в восторге, но эти действия не приносили пользы Великой Германии и только отвлекали от более важных военных усилий.

Что, если бы Роммель выполнил приказы?

Итальянский танк, 1941 год
Итальянский танк, 1941 год

Если бы Роммель выполнил свои первоначальные приказы и действовал как блокирующая сила, он мог бы укрепить и защищать регион Триполитании в течение нескольких месяцев. Цель ОКВ не состояла в том, чтобы завоевать Северную Африку, как решил Роммель, а скорее в том, чтобы задержать противника, чтобы найти выход из ситуации. Могли ли итальянцы усилить свои войска и вернуть борьбу с британцами? Если нет, можно ли было эвакуировать театр и распределить ресурсы по более важным направлениям? Если бы Роммель задержал дальнейшие атаки в Триполитании, то Ось могла бы сократить свои потери и выйти из ситуации, прежде чем театр военных действий стал бы затягиваться. (Одним из крупнейших недостатков Оси было то, что они никогда не отказывались от своих потерь в любой ситуации.)

Эвакуация Северной Африки до прибытия американцев могла бы спасти сотни тысяч боеспособных солдат, тысячи галлонов топлива и горы боеприпасов. Вместо этого Роммель заставил своих начальников действовать, начав грандиозное наступление, которое стоило огромных ценных ресурсов без реальной пользы.

Легко забыть, что значительные части кампании в Северной Африке проходили одновременно с вторжением в Советский Союз. Верховое командование немецкой армии не желало участвовать в Северной Африке, с looming invasion of the Soviet Union. Вместо этого Северная Африка стала примером постепенного расширения миссии, чего все хотели избежать, когда приказывали Роммелю оставаться на месте.

Заключение

Действия Роммеля в Северной Африке спровоцировали англо-американское вторжение в Марокко и Тунис, кодовое название Операция «Факел», в конце 1942 года. Теперь Лис пустыни был вынужден воевать на два фронта. Фактически, Роммель стал первым немецким генералом Второй мировой войны, который на собственном опыте узнал о опасностях войны на два фронта. В конечном итоге Роммель был зажат с востока и запада двумя сходящимися армиями. Он затем бежал обратно в Германию, оставив более 130,000 немецких солдат, чтобы они встретили плен или смерть. К тому времени, когда кампания за Тунис закончилась, было захвачено почти 300,000 немецких и итальянских солдат, включая 11 немецких генералов.

Роммель приобрел славу в Северной Африке, но мало что еще. Его явное пренебрежение приказами своих начальников вызвало цепочку событий, которая значительно ослабила и отвлекла силы Оси в Европе от более насущных целей.

Союзники, с другой стороны, использовали Северную Африку как ценную тренировочную площадку. Они начали работать над своими методами амфибийных высадок, концентрацией артиллерийской огневой мощи, танковыми боями и логистикой. Союзники использовали эти уроки, чтобы перейти на Сицилию и в конечном итоге в Италию, где они полностью вывели Италию из войны.