333,7K подписчиков

Война научила: было 3 правила устава, соблюдать которые было опасно и глупо!

10K прочитали

Георгий Васильевич Тимофеев попал в автошколу по направлению военкомата. Вождению обучали на газогенераторном грузовике ГАЗ-АА. Ездили на нем много, тогда в обязательном порядке прежде чем стать водителем требовалось отработать три месяца стажером.

Отучившись, в январе сорок второго приступил к работе на автобазе. Достался ему самосвал ЯС-3. Никаких ограничений по продолжительности рабочего дня тогда не существовало, работали, практически, сутками. Про сам самосвал ветеран вспоминает с усмешкой:

«Ездил я на самосвале ЯС-3. Кузов у этой машины был деревянный. По технической части машина была ненадежной, поэтому часто ломалась. Если ее сейчас кому-то показать, рассмеялись бы и спросили: «Как ты можешь ездить на такой машине?»
Георгий Васильевич Тимофеев попал в автошколу по направлению военкомата. Вождению обучали на газогенераторном грузовике ГАЗ-АА.

Проработал почти восемь месяцев, а в августе его призвали в РККА. Отправили в учебную часть, осваивать специальность механика-водителя. Практику проходили на сормовском заводе, собирали танки. Вождения было немного, раз восемь дали проехать на танке БТ-7 и пару раз на Т-34. А так, в основном, на полигоне учли тактике, экипажи ходили «пешим по-танковому». Была и стрелковая подготовка.

В декабре сорок второго всю группу произвели в старшие сержанты и отправили под Сталинград. Тогда началось мощное наше наступление, и немцы откатывались к Ростову. Танки прибывшее пополнение, кстати, получило только в феврале сорок третьего, уже в Ростове, на «Ростсельмаше» где был ремонтный завод. Так что в боях в этот период участвовать не довелось.

«Где-то в августе 43-го наш полк выстроили и всех наградили медалями «За оборону Сталинграда». Я ее ни разу и не носил, потому что я ее не заслужил (смеется). Эта медаль у меня всё время лежала в кармане», скромничает ветеран.

Георгий Васильевич считает, что им крупно повезло, вместе с ними за танками ехали и опытные, побывавшие в боях танкисты, которые дали очень много полезных советов, которые впоследствии очень пригодились.

Самый, пожалуй, главный заключался в том, что никогда не следует строго соблюдать все требования Устава, действовать надо так, как подсказывает практика и опыт боев. Более того война научила: было 3 правила устава, соблюдать которые было опасно и глупо! И вот три важных пункта:

№3 В частности, Устав предписывал не только закрыть, но и застопорить люк сразу после посадки, чтобы он не качался на торсионах при движении. Однако, старшие товарищи сказали, что этого делать нельзя. Если машина будет подбита, отвернуть люк и выскочить уже времени не хватит, сгоришь. Получив такой совет Георгий Васильевич никогда люк не заворачивал.

Георгий Васильевич Тимофеев. Фото в открытом доступе.
Георгий Васильевич Тимофеев. Фото в открытом доступе.

№2 То же самое касалось внутренней связи, ее не использовали. Если надо будет быстро покинуть танк, придётся отсоединять шлемофон, на что тоже нужны драгоценные секунды. Командир танка все команды отдавал мехводу ногами, а наводчику голосом.

№1 Также не следует тратить время на то, чтобы при эвакуации из танка обязательно забирать с собой курсовой пулемет. Пока будешь его вытаскивать из опоры сам сгоришь.

По мнению Георгия Васильевича, война бывает двух видов, плохая и хорошая. Хорошая началась в сорок четвертом. А до этого в небе господствовала немецкая авиация. «Юнкерсы» прилетали как по расписанию, каждый день в 9 часов утра. Бомбили до темноты с двухчасовым перерывом на обед.

Во время авианалета весь экипаж перебирался в носовую часть танка, к механику-водителю и стрелку-радисту. Делали так потому, что при взрыве 50-ти или 100 килограммовой бомбы рядом с танком башню могло сорвать, у них в полку такой случай был.

Запомнились очень тяжелые бои летом сорок третьего на Донбассе. Жара была страшная, до 35-ти градусов, а броня раскалялась вообще до 60-ти. В танке обжигало все, до чего ни дотронешься. Ветеран вспоминает один из таких боев:

«Бой был тяжелый весь имеющийся боекомплект из 100 снарядов мы израсходовали. Я вышел из танка и лёг. У меня из носа и ушей кровь идет, руки и ноги не ходят. Ведь управление танком – это очень сложное занятие. Это сейчас пальчиком можно управлять танком. А тогда это требовало больших усилий. Надо было каждый раз 25 кг выжимать. Скорость включалась ногой. Там идут штанги на коробку передач. Механика в то время была не такая как сейчас».

Но желанного отдыха не получилось. Когда он осмотрел танк, увидел, что один из катков вышел из строя. Нужен был ремонт. А сил уже никаких не осталось. Такое выдержать тяжело даже морально. Как рассказал Георгий Васильевич, сидел он и думал: хоть бы началась бомбежка.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Чистка ствола орудия. Фото в открытом доступе.
Чистка ствола орудия. Фото в открытом доступе.

Впрочем, отдыхать на фронте никогда не получалось. Внутренние баки больше 500 литров, а солярку подвозили только в бочках, никаких заправщиков и насосов. Ее приходилось переливать в ведра, а уже потом в баки. Летом пыль столбом и воздушные фильтры быстро забивались. С забитым фильтром двигатель не тянет. А чтобы его вытащить и промыть приходилось снимать верхний броневой лист. Ну и самая тяжелая и нудная работа по обслуживанию, которую выполняли всем экипажем, это чистка танкового орудия. Помимо обслуживания машины хватало и земляных работ.

«Кроме этого, капониры копали. Это самое мучительное дело было. У нас имелась только одна лопата. Но нам на помощь всегда давали автоматчиков, солдат, но от них помощи было мало. Потому что они были все уставшие. Они же пешком ходят», смеется ветеран.

Из серьезных поломок танка Т-34 Георгий Васильевич вспомнил только одну. Под Мелитополем полетела коробка передач. Разбронировали, но сами сделать ничего не могли, весит она полтонны. Техничку ждали двое суток, кругом степь. Чуть с голоду не померли, смеется ветеран. Выручили проезжавшие мимо связисты. Они на телеге везли с собой половину лошадиной туши, отрезали кусок. Конину сварили и ели без соли и хлеба.

Моторесурс у двигателя Т-34 всего 300 моточасов. Но двигатель менять не приходилось, машины меняли часто. Первая машина Георгия Васильевича сгорела, вторую подбили. Всего он поменял четыре машины.

Был два раза ранен, в руку и голову. После второго ранения, выписавшись из госпиталя, был отправлен на обучение в Москву. Как он сказал, по приказу Сталина танкистов после ранения переучивали на самоходчиков. После этого он уже воевал на САУ ИСУ-122. Воевал в Восточной Пруссии, брал Кенисберг.

Впрочем, это не менее интересная, но уже другая история.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, насколько универсальны были правила красноармейского устава в ВОВ?