10,8K подписчиков

В РПЛ утвердили новую модель распределения доходов

Клубы Российской премьер-лиги (РПЛ) утвердили модель распределения доходов и расходов в сезоне 2024/25.

В соответствии с ней из части коммерческих поступлений по действующим договорам с партнерами лиги будет сформирован призовой фонд для клубов по двум критериям: посещаемости и медиаактивности.

Выплаты из него будут произведены по итогам сезона. Положение о призовом фонде сезона 2024/25, в том числе утвержденный набор показателей и методика расчета по этим критериям, будет подготовлено правлением РПЛ в ближайшее время.

Все прочие доходы от реализации коммерческих прав, за исключением призового фонда, будут делиться между клубами в соотношении 50:50 (одна половина – в равных долях, другая – в зависимости от спортивных результатов в сезоне 2024/25).

Трех новичков лиги также ждет «приветственный бонус» в размере дополнительных 0,25% от общего призового фонда.

Инсайдер Сергей Егоров сообщил, что в зависимости от посещаемости и активности в медиа между клубами распределят 555 млн руб. – по половине суммы по каждому критерию. Предполагается, что посещаемость буду считать процентом заполняемости стадиона. По теме медиа будут учитываться клубные проекты в соцсетях и медиа, взаимодействия со СМИ и блогерами, количество открытых мероприятий и тренировок, а также выполнение медиаобязательств регламента РПЛ.

«Много положительных решений и эмоций. Не буду говорить громких слов, но это крайне важное решение для профессионального спорта. Сегодня оно принято, за что клубам спасибо. Все мы пришли к пониманию, что систему надо менять», – прокомментировал новую модель распределения доходов президент РПЛ Александр Алаев.

С начала сезона 2023/24 в чемпионате Испании по футболу действует похожая модель. 25% призового фонда делятся на три равных сегмента по 8,33%: активность в медиа, проданные билеты/абонементы и аудитория телетрансляций. Еще 25% распределяются в зависимости от места в таблице. Оставшиеся 50% распределяются между всеми командами лиги поровну.

В общей сложности по итогам сезона 2023/24 между испанскими клубами распределили 130 млн евро. За каждую медиаактивность начислялись очки. Чем больше у команды очков, тем больше доля выплат. Например, если клуб разрешит впустить ТВ в раздевалку или тренер/футболист команды даст интервью на бровке во время игры, то он заработает очки. Сколько получил каждый клуб – на данный момент неизвестно.

В сезоне 2023/24 новую схему распределения доходов также ввела Футбольная национальная лига (ФНЛ). 25% доходов каждого клуба будут одинаковыми для всех участников лиги, на 30% доход будет зависеть от итогового места в турнирной таблице чемпионата, на 25% – от места в маркетинговом чемпионате, на 10% – от индекса зрелищности игры, еще на 10% – от количества молодых доморощенных футболистов в составе клуба.

Маркетинговый чемпионат – это полноценный турнир по работе с болельщиками. До него допускаются те клубы, которые имеют в штате сотрудников в медиа и маркетинге. Также клубы ФНЛ должны защитить перед лигой стратегию по маркетингу и коммерции. Индекс зрелищности составляется на основе атакующих статистических метрик: голы, удары по воротам, передачи в последнюю треть поля и штрафную, интенсивность прессинга.

Отметим, что в Кубке России с сезона 2023/24 также часть призовых денег распределяется за выполнение коммерческих и маркетинговых обязанностей.

Еще одним решением собрания РПЛ стало формирование целевого фонд развития лиги, порядок расходования средств из которого определит правление, состоящее из представителей клубов.

В новый состав правления, избранного на один год, вошли: президент РПЛ Александр Алаев, исполнительный директор лиги Евгений Мележиков, вице-президент и гендиректор грозненского «Ахмата» Ахмед Айдамиров, гендиректор московского ЦСКА Роман Бабаев, гендиректор московского «Динамо» Павел Пивоваров, исполнительный директор петербургского «Зенита» Максим Погорелов, спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин.

Состав правления покинули президент «Урала» Григорий Иванов и экс-исполнительный директор РПЛ Сергей Чебан.

Также президент РПЛ Александр Алаев официально объявил, что пивоваренная компания «Балтика» станет новым спонсором РПЛ. В рамках партнерства компания предложит новые варианты взаимодействия с болельщиками, а также обновленный дизайн награды лучшему игроку матча.

По данным журналиста Сергея Егорова, «Балтика» будет выплачивать РПЛ 150 млн руб. за сезон. Telegram-канал «Первый спорт» написал, что соглашение рассчитано до конца сезона 2025/26.

По итогам сезона 2023/24 все клубы РПЛ в равных долях получили по 289 млн руб. Остальные 50% распределили в зависимости от места в таблице. Чемпион РПЛ «Зенит» получил 1,089 млрд руб. Вторая команда лиги – «Краснодар» заработала 948 млн руб. а «Динамо» – 878 млн руб. Последние три команды РПЛ не получают никаких денег от вторых 50%. Весь призовой фонд составил 9,258 млрд руб.

В конце июня 2024 г. РПЛ на официальном сайте представила полный календарь сезона 2024/25. Первый тур чемпионата пройдет с 19 по 22 июля 2024 г. Зимний перерыв – с 9 декабря 2024 г. по 28 февраля 2025 г. Последний тур РПЛ состоится 24 мая 2025 г.