63,3K подписчиков

"Дети-невидимки". В последнее время репетиторы всё чаще отказываются от работы с учениками начальной школы

87K прочитали

– Ну возьми его! Он славный! Ему 9 лет, второй класс закончил. Возьмёшь?

– Сама почему не берёшь, раз он такой славный? А родителям скажи, что я работаю только с учениками от седьмого класса.

– Ты же раньше всех брала! Зазналась, да?

– Сама ты зазналась!

(Разговор автора канала с коллегой. Пикироваться для нас нормально, стиль общения такой.)

Да, друзья. Назревает некоторая проблема.

Я всю жизнь репетитором работаю и могу точно сказать, что сегодня стараюсь не брать ребятишек младше десяти лет.

Мальчика еле пристроили мы к хорошему репетитору. Да и то, только с пятой попытки, потому что у одной из коллег был недобор.

И проблема касается не только домашних учителей.

Вот краткая сводка моей хорошей приятельницы, учительницы начальных классов:

Дети-невидимки

"Два года я с этими детьми. Инклюзии в классе нет. Двадцать пять человек. И все ровные, молчаливые, отвлечённые. Как закрытые коробочки.

Их не видно. Я их не чувствую.

Ты меня знаешь, тридцать лет с началкой работаю. Сколько школьников выпустила! Жалоб никогда не было!

Зато сейчас есть. Постоянно. От родителей. То я задаю много, то оценки занижаю, то неинтересно меня слушать.

На уроках заснуть – нормальная ситуация. Что делаю? Перевожу в шутку и бужу. Постоянно есть пытаются. Конечно не разрешаю, тогда они засыпают.

Им интересны только интерактивы. Делала тут слайды с комиксами по существительным, было получше. Некоторые даже хихикали.

А ещё им интересно, когда я возвращаю телефоны, на уроках они сейчас запрещены.

Целый класс инертных невидимок, которым не интересно абсолютно ничего! Но я же не могу всё время козой скакать перед доской! Я же

должна привить навык письма, а это нудно;

должна научить считать, а это скучно и трудно;

должна научить читать, а тут без механической работы, которую они не выносят и не вывозят, не обойдёшься совсем!

Но если скакать не будешь, то им будет скучно.

Мотивировать невозможно, пыталась.

Инициативы нет совсем. Они у меня даже не шалят.

Просто молча высиживают урок, кто ёрзает молча, кто не шевелится даже, и уходят на перемену. С телефонами, а как же.

Второй класс мы с ними закончили. Есть две девочки, которых мне удалось раскачать. А надо хотя бы процентов двадцать раскачать. Не получится, откажусь от класса. Хотя у Марины такие же дети. Тут не отказываться надо, а вообще уходить...

Тебе хорошо, ты можешь себе позволить взять или не взять ученика..."

Да, я могу. И я так делаю.

С младшими школьниками всегда было работать непросто. Но всегда было интересно.

А нынче стало и сложно, и неинтересно, и бесполезно.

– Ну возьми его! Он славный! Ему 9 лет, второй класс закончил. Возьмёшь? – Сама почему не берёшь, раз он такой славный? А родителям скажи, что я работаю только с учениками от седьмого класса.

Из объективных причин назвала бы:

  • Позднее взросление. Технически перед вами человек восьми лет, а мышление у него дай бог на пять.
  • Сниженная концентрация внимания. Не тянут ученики начальной школы даже положенные сорок минут, что уж тут говорить о шестидесяти (в принципе, это вывод из первого пункта).
  • Эмоциональная перекормленность. Слишком безграничный доступ к благам цивилизации. Я о гаджетах. Вспомните, дорогие читатели, как мы с вами целую неделю ждали "В гостях у сказки"! Как мы радовались! Был настоящий праздник!

Сегодня нет такого праздника. Открыл планшет/телефон и посмотрел. И кучу другого посмотрел. И выдохся. Эмоций не осталось. Высох ребятёнок.

***

Процесс обучения похож на сообщающиеся сосуды. Учитель – крупная ёмкость, из неё по невидимым каналам перемещаются знания и умения в сосуд поменьше. А из маленькой ёмкости в учителя попадают весёлость, детство и позитив.

И это не вербально. Каналы действительно невидимые, магические. Наверное, можно их назвать человеческим контактом. Нет контакта нет результата.

Так вот: в последнее время мне не удаётся установить связь с младшими школьниками. Уже не пытаюсь и работаю со взрослыми, мотивированными учениками.

Разумеется, звёздочки есть. Их мало, но они есть.

Я не знаю, что посоветовать родителям, у которых такие школьники. Наверное, надо плавно снимать их с гаджетов и пересаживать за письменный стол.

Но правда в том, что не всегда дело упирается в гаджеты.

Тогда во что?

Приходите в комментарии, обсудим детишек-невидимок.

Кстати, удачный термин "дети-невидимки" подсказала одна подписчица. Спасибо ей за это😊👍