О гонениях. Продолжение

Икона «Апостольские проповеди», около 1668 года,
Великоустюгский музей-заповедник, г. Великий Устюг
Икона «Апостольские проповеди», около 1668 года, Великоустюгский музей-заповедник, г. Великий Устюг

11 июля - О гонениях. Продолжение

Седмица 3-я по Пятидесятнице

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Мф. 10:23-31

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея Иисус говорит ученикам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23). Буквальное понимание этих слов должно было означать, что миссия учеников продлится недолго и что второе пришествие Иисуса застанет их в живых. По всей видимости, именно так ученики поняли Его слова. Не случайно в Иерусалиме, накануне Его смерти, они будут спрашивать: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Аналогичный вопрос они зададут Ему сразу после Его воскресения: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» (Деян. 1:6).

В раннехристианской Церкви бытовало мнение о том, что пришествие Иисуса наступит очень скоро — возможно, еще при жизни апостолов. Однако с течением времени христианская община приходила к пониманию того, что второе пришествие Иисуса может наступить и в некоем более отдаленном будущем. Апостол Петр в своем 2-м послании прямо отвечает на вопрос: «Где обетование пришествия Его?» (2 Пет. 3:4). По словам апостола, «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Иисус далее говорит о том, что подражание Учителю не сулит ученикам никаких земных благ и никакого признания. Похожие слова мы находим в Евангелии от Иоанна, но там Иисус произносит их на Тайной вечере после умовения ног ученикам. Чтобы понять, какое отношение тема веельзевула имеет к теме учителя и учеников, следует вспомнить, что фарисеи, согласно синоптическим Евангелиям, неоднократно обвиняли Иисуса в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». На это Иисус отвечал: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями» (Мф. 12:22–27; Мк. 3:22–25). Под сыновьями здесь понимаются апостолы: им Иисус дал власть исцелять недуги и изгонять бесов, которой обладал Сам; к поколению их родителей принадлежали те, кто, оспаривая божественное достоинство Иисуса, обвиняли Его в использовании бесовских сил.