3,2K подписчиков

Почему современное искусство такое непонятное?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «искусство»? Наверняка это нечто величественное, грандиозное и вызывающее восхищение. Но представляете ли вы то же самое, когда разговор идёт о современном искусстве?

By Ann-Sophie De Steur
By Ann-Sophie De Steur

И всё-таки, чтобы понимать, о чём конкретно мы будем говорить, необходимо разобраться с самим понятием искусства.

Прекрасное и чувственное

Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей.

Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие. Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений.

С течением времени

Современное искусство требует знаний и размышлений. Чтобы уловить смысл и понять красоту идеи произведения, нужно подумать над ним. За 5 первых секунд, которые вы смотрите на картину, видите только форму. Да, она что-то говорит нам, и для понимания того, что именно она говорит, необходимо знать «историю вопроса», генеалогию той или иной формы. И познакомиться с этим материалом не так сложно, необходимо изучить литературу о предмете.

Современное искусство часто называют некрасивым. И это оправданно. Понимаете, когда мы видим привлекательное изображение, безупречную форму, то есть риск, что мы не начнем думать дальше. Зависнем на прекрасной ноте, погрузимся в сладкую полудрему. Будто съели что-то вкусное и мозг отключился. Такое искусство тоже нужно, и его премного: во-первых, оно ждет нас в музейных залах классической эпохи, во-вторых, усыпляюще-прекрасные образы наполняют массовую культуру.

А современное искусство не для отдыха. Оно для удовольствия совсем иного порядка. Это радость интеллектуальной игры или радость ощущения того, что в душе что-то еще способно шевелиться, что у нас есть возможность выйти за пределы будничных мыслей и реакций, увидеть новые горизонты, стать сложнее и глубже, чем прежде.

Ну ведь мазня мазнёй

А ведь оказывается, непринятие современного искусства довольно большим числом зрителей происходит неспроста. Этому есть объяснение и, следовательно, ряд причин.

Причина № 1. Дегуманизация искусства

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет писал в одноименной работе, что дегуманизация — это процесс устранения из искусства человеческих страстей и любых намеков на окружающую действительность.

Современное искусство не нравится некоторым людям именно потому, что не вызывает в них знакомых переживаний из реальной жизни. Более того, то, что изображают современные художники, совершенно не похоже на окружающий нас мир, и зрителю попросту не за что зацепиться. Разноцветные линии, в беспорядке расположенные на холсте, не вызовут переживаний, которые люди испытывают, скажем, при просмотре драмы.

Зритель попадает в непонятный мир с неизвестными правилами, и этот дискомфорт порождает в нем неприязнь.

Искусство, которое никак не связано с реальностью, вводит некоторых зрителей в ступор — и это совершенно нормально.

By Ann-Sophie De Steur
By Ann-Sophie De Steur

Причина № 2. Сверхрефлексия

Смотря на картину Репина, писал Гринберг, мы испытываем некие переживания, но эта наша рефлексия уже встроена в картины художника. Репин дает зрителю готовый продукт, в рамках которого он уже создал некое настроение, эмоцию и заложил их в само содержание произведения. Модернист же не говорит зрителю о том, что тот должен чувствовать.

Сверхрефлексия — это самостоятельное определение настроения и идеи произведения искусства наравне с художником.

Рядовой зритель этим недоволен, ведь он привык, что любое изображение «готово к употреблению» и ему не нужно домысливать конечный результат. Поэтому перед работой Пикассо или любого другого современного по духу художника зритель чувствует себя обманутым, словно автор не дописал картину.

Причина № 3. Разделение на категории

Современное искусство, по словам Ортега-и-Гассета, антинародно: в отличие от массового, оно не соединяет людей, а делит их на тех, кто за и против. В глазах противников совриска его поклонники — это носители некоего секретного знания, которое позволяет им наслаждаться «этой непонятной ерундой».

В реальности те, кому любит новое искусство, просто стараются разобраться в том, что они видят и «что хотел сказать автор». То есть неприязнь к совриску — это антипатия к группе людей, обладающих неким недоступным нам знанием.

Современное искусство формирует публику «аристократического инстинкта»: оно «содействует тому, чтобы „лучшие“ познавали самих себя, узнавали друг друга среди серой толпы и учились понимать свое предназначение.

By Ann-Sophie De Steur
By Ann-Sophie De Steur

Контекст, контекст, контекст

Существует мнение, что современное искусство не такое уж и странное и выходящее из ряда вон. Нужно взглянуть на ситуацию с другой стороны: мы просто не понимаем, какие инструменты использовать при рассмотрении произведения и какие смыслы искать.

Основное отличие современного искусства — в ход может идти абсолютно всё. Отходим от классики — холста и масла и подключаем фантазию. Тут и современные технологии, и наука, химикаты, и самые разные материалы. Да даже отходы! Кроме этого, современное искусство часто подразумевает взаимодействие со зрителем, а не просто восхищенное созерцание. Многие экспонаты можно потрогать, а иногда даже и поучаствовать в процессе, ненадолго став частью произведения искусства.

Многие современные художники затрагивают важнейшие проблемы нашего мира. И это очень круто. Многие используют в своих работах материалы и отходы, трудные в переработке. Кстати, плюс современного искусства — художники живы и дают интервью. А осмыслить или махнуть рукой — выбор каждого. Ведь ключевую ставку в творчестве сего жанра играет именно контекст. Не сумели прочесть подтекст, оставленный автором, = не поняли произведение.

By Ann-Sophie De Steur
By Ann-Sophie De Steur

Итог:

Споры вокруг современного искусства не утихают уже давно. К нему выработалось устойчиво двоякое отношение. Кто-то уверен в том, что оно не способно привнести в мир ничего нового или способного донести высокий смысл до народных масс. Другие же верят, что современное искусство открывает дверь в совершенно неизведанный мир. А его созерцание поможет изменить мир к лучшему.

Так или иначе, необходимо понимать: чтобы разобраться в предмете, следует досконально разобраться в малейших его аспектах. Только тогда перед вами откроются самые тщательно скрываемые тайны.

Автор: Мария Макеева