Исследование: мириться или судиться? Студентка Академии предложила считать травлю преступлением

🔎 Буллинг, моббинг, кэнселинг… Это не просто набор слов, это англицизмы, означающие травлю. К сожалению, хоть раз в жизни с ней сталкивались практически все. Чаще всего буллингом занимаются дети и направляют его на одноклассников, но нередки случаи, когда инициаторами травли становятся педагоги. Также бывает, что детский коллектив, проявляя необычайную в таком возрасте сплоченность, объединяется против одного из учителей. 

🔎 Буллинг, моббинг, кэнселинг… Это не просто набор слов, это англицизмы, означающие травлю. К сожалению, хоть раз в жизни с ней сталкивались практически все.

Стоит отметить, что чаще всего травля проявляется во взрослых коллективах: в армии, исправительных колониях и т.д. 

Взрослый буллинг – моббинг – иногда случается и в трудовых коллективах. Например, сотрудника на работе могут травить по самым разным причинам: за спокойствие или за излишнюю эмоциональность, заискивающие манеры или привычку держаться независимо. Травля на рабочем месте включает в себя множество форматов: начиная от распространения ложных слухов и постоянной критики, заканчивая утаиванием информации, клеветой и социальной изоляцией. 

Что говорит закон? 

Если рассматривать каждую ситуацию буллинга или моббинга в правовом поле, то выяснится, что сейчас это самые разные статьи Уголовного кодекса: клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и т.д. Понятно, что такое положение дел не способствует преследованию правонарушителей.

В Президентской академии выступили с инициативой дополнить содержание Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса новой трактовкой состава «Травля». Исследователи предложили считать преступлением публичные нападки, которые ведут к потере работы, контрактов на сотрудничество и лишению авторства.

Предложение опубликовано в работе «Проблемные аспекты правового регулирования „культуры отмены“ в России» студентки Северо-Западного института управления Президентской академии Анны Щегловой в рамках конкурса исследований «Научный код».

«Рассматривая общественную опасность кэнселинга в узком смысле, мы должны отметить, что проявления „культуры отмены“ нарушают основополагающие права человека, закрепленные в Конституции РФ. Полагаем, что составы менее опасных деяний, представляющих собой проявление „культуры отмены“, должны быть закреплены в главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а более опасных – в главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, предлагается дополнение содержания КоАП РФ и УК РФ составом „Травля“ с разницей в том, что преступлением будет считаться деяние, повлекшее наступление существенного вреда правам и законным интересам граждан – например, потерю места работы, контрактов на сотрудничество, лишение авторства», – отметила Анна Щеглова.

Такая мера способна замедлить и в перспективе остановить развитие травли в России, позволив жертвам публичных нападок получать компенсацию за вред, причиненный травлей, и право на реабилитацию.