5,7K подписчиков

Стоп-никаб: как муфтияты запрещают скрывать лицо в России

Вопрос о запрете религиозной мусульманской одежды всплывает с определенной периодичностью и каждый раз вызывает волну дискуссий в российском обществе

Олег Елков/ТАСС
Олег Елков/ТАСС

После июньских терактов в Махачкале и Дербенте в России вновь стала актуальной тема запрета никабов. Глава Дагестана Сергей Меликов прямо выступил за запрет скрывающей лицо религиозной одежды из соображений безопасности. После этого местный муфтият издал фетву о временном запрете никабов в регионе, а позднее инициативу подхватили и в Карачаево-Черкесии. Вместе с тем у россиян осталось много вопросов: на кого именно фетва распространяется, прислушаются ли мусульмане к своим священникам и как на ношение никабов будут реагировать власти? Разбираемся.

Как продвигается запрет никабов на уровне муфтиятов?

Первопроходцем в продвижении запрета стал Дагестан — в начале июля местный муфтий Ахмед Абдулаев вынес решение (фетву) о временном запрете ношения никабов. Инициативу пытался смягчить отдел фетв, который «не нашел серьезных оснований для постоянного запрета этой одежды», но разрешил вводить временное ограничение в случае угрозы безопасности людей. Так или иначе, этот шаг был сделан и послужил маркером для мусульман в других регионах страны.

Вечером 8 июля, менее чем через неделю после ввода запрета никабов, муфтий Дагестана упразднил отдел фетв, поскольку он «не отвечает своевременно на вызовы времени». Как заявили в Духовном управлении мусульман региона, «в ближайшие дни будут приняты дальнейшие изменения в структуре муфтията». О каких именно изменениях идет речь — не уточняется.

На следующий день, 9 июля, муфтият Дагестана распространил «шариатское решение по никабу». В нем указали, что «никаб вызывает у большей части населения страх и опасения» и «стал причиной усугубления напряженности в обществе», а потому «в некоторых обстоятельствах ученые-богословы и религиозные лидеры могут рекомендовать отказаться от ношения никаба во избежание угрозы безопасности всего общества».

Дагестанскому примеру последовали мусульманские духовные власти Карачаево-Черкесии — местный муфтият также объявил о вводе временного запрета на ношение никабов на территории республики. Третьим регионом, где ДУМ рекомендовало прихожанам отказаться от ношения этой одежды, стала Северная Осетия.

Тема вызвала отклик и в Новосибирской области. Депутат Горсовета Бердска Фируз Хасанов в соцсетях обратился к губернатору региона Андрею Травникову с предложением запретить ношение никабов на территории региона. Реагируя на инициативу, в новосибирском муфтияте объяснили, что мусульманкам не обязательно носить никаб, однако запрета не ввели. По вопросу также высказался муфтий Башкортостана Айнур Биргалин, который подтвердил, что никаб действительно вызывает у людей страх, однако и в этом субъекте РФ запрета принято не было.

Редакция «Постньюс» попыталась связаться с муфтиями российских регионов, духовные лидеры которых еще не включились публичную в дискуссию по никабам. От разговора с редакцией отказались муфтий Московской области Рушан Аббясов и муфтий Чувашии Альбир Крганов. Некоторые спикеры, с которыми связались журналисты редакции, отказались от комментариев, назвав тему «токсичной».

Что подразумевает запрет никабов муфтиятами?

Принятые фетвы вызвали много вопросов в обществе. Во-первых, не совсем понятно, на кого именно распространяется такой запрет и кто будет контролировать его соблюдение. Во-вторых, будет ли запрет распространяться на верующих, переехавших в другой регион, где такого запрета нет? И в-третьих, будет ли эта проблема решаться в правовом русле?

Как пояснил «Постньюс» начальник отдела информационного обеспечения министерства по национальной политике и делам религий Дагестана Мурад Магомедов, решения муфтиятов о запрете никабов — «это скорее обозначение позиции официального духовенства по данному вопросу с учетом современных реалий и угроз». «Запрет от религиозных организаций направлен на сознательную часть мусульманского населения в качестве призыва временно отказаться от ношения никаба. Контроль за исполнением религиозных запретов в основном остается на совести самих верующих», — добавил он.

Своей трактовкой запрета муфтиятов с «Постньюс» также поделился старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов. По его словам, «в исламе фетва носит рекомендательный характер, в ней нет элемента обязательности для всех». По такому же принципу мусульмане могут выходить из-под влияния муфтиятов в случае миграции в другой регион, «поскольку за этим нет законодательного решения властей», рассказал эксперт.

Оба собеседника редакции полагают, что дальнейшее решение по запрету никабов должно исходить уже от властей. «Позиция религиозных лидеров в данном вопросе ясна, дальше при необходимости запрет может быть осуществлен на законодательном уровне. Это решение должны принимать компетентные органы власти», — сказали в миннаце Дагестана. Там также добавили, что дальнейшие шаги зависят уже «от сознательности мусульманской общины России», и если верующие проявят понимание в этом вопросе, то и необходимость принятия запрета на уровне права может исчезнуть.

«Если за этим нет законодательного решения властей или указа со стороны исполнительных органов власти, со стороны главы региона — никто не имеет полномочий применять какие-либо ограничения, санкции в отношении одетых в никабы. Полицейским, для того чтобы действовать, задерживать, штрафовать, нужны решения государственных органов власти. Ссылаться на фетву полицейский не может, — объяснил востоковед Курбанов, — Должно быть решение государства, и тогда полицейские будут иметь возможность применять меры».

Муфтияты дискредитируются в глазах мусульманской молодежи?

По словам востоковеда Руслана Курбанова, история с запретами никабов от муфтиятов в определенной степени подрывает их авторитет в глазах молодых мусульман. Это может вести к их попаданию под влияние иностранных исламских спикеров и определенной радикализации. По его мнению, такая ситуация складывается в результате того, что фетву на запрет никабов «запрашивает государство».

«Государство сегодня, ну, определенная группа чиновников, от которых исходит эта инициатива — им нужно на что-то опираться. Им нужно показать, что эта инициатива (о запрете никабов — прим. ред.) исходит от самих мусульман, от мусульманских лидеров», — заявил Курбанов. По его словам, в результате таких шагов фактически «вносится раскол между верующими».

«И сами эти муфтияты дискредитируются в глазах молодежи. Потому что молодежь и так не ориентировалась на муфтияты. Тем более, когда выявляется такая прямая связь, когда государство запрашивает, муфтият тут же реагирует — молодежь перестает вообще ориентироваться на муфтият. И это очень опасный прецедент, понимаете?» — считает Курбанов.

Он добавил, что после «после подобного публичного демонстративного использования чиновниками муфтиятов для обоснования собственных действий» молодежь, и так слабо ориентирующаяся на муфтияты, может полностью выйти из-под их влияния и начать ориентироваться на иностранных духовных лидеров.

Источник: https://postnews.ru/a/29468