8K подписчиков

О личном в арт-среде: художник Владислав Аксёнов поделился своим опытом и рассказал о подходе к искусству

Ассамбляжи, арт-объекты и инсталляции — все в руках Владилава превращается в ритуал поиска сакрального в объектах повседневности. В работах художник изучает межличностный конфликт, подчеркивая его узнаваемыми символами с брутальной прямотой, и стремится сделать видимыми психологические мотивы социума, рассматривая их под углом сложных чувственных переживаний. Владислав прошел длинный путь к современному искусству: получив психологическое образование, Владислав Аксенов заранее предопределил проблематику своего творчества, а успех в индустрии моды открывает дерзость и эксперименты с формой.

Точка ART: Почему Вы выбрали Санкт-Петербург, а не Москву в 15 лет?

Владислав Аксёнов: У моей мамы семь сестер, две из них жили в Ленинграде. Они были хорошо устроены. Так что куда, как не в Ленинград, к сестрам? Раньше семейные связи были куда прочней и серьезней, чем сейчас. В свои 15 лет я не особо понимал разницу между Москвой и Ленинградом. К тому же в Ленинграде было ювелирное училище, в которое я планировал поступить. Вот и поехал покорять столицу (Улыбается). Сшил по своим эскизам гардероб в местном ателье, нарисовал (набросал, сделал) кучу эскизов ювелирки и в путь. Но не тут-то было. В ювелирное училище принимали учеников только с ленинградской пропиской. И мне пришлось пойти учиться на мозаичника. Вот так началась моя жизнь в этом прекрасном городе.

Художник Владислав Аксёнов © Архив Владислава Аксёнова
Художник Владислав Аксёнов © Архив Владислава Аксёнова

Точка ART: Не могли бы Вы вспомнить Ваше воспоминание из детства, которое отражено в Вашей работе и/или серии работ?

Владислав Аксёнов: У меня много работ про меня, про мое детство. Одна из них — «Страх публичных выступлений». Это одна из ужаснейших вещей, которыми наделяют родители своих детей. Постоянно затыкая ребенка, одергивая, стесняясь его. И в результате ребенок, вырастая, думает, что он говорит какие-то глупости и всем мешает. Так со мной и случилось. Будучи публичным человеком, очень боялся выступлений, интервью, даже сказать тост за семейным столом. Мне понадобилось примерно 15 лет, чтобы избавится от этого, но все равно еще есть остаточные последствия.

Владислав Аксёнов «Замолчи, а то…», 2023 © Архив художника
Владислав Аксёнов «Замолчи, а то…», 2023 © Архив художника

Точка ART: На каком месте в Вашей жизни стоят следующие составляющие: творчество, любовь, семья, дружба?

Владислав Аксёнов: Какой короткий список. А как же бизнес, он же деньги!? Или духовное развитие!? Наверно, вопрос может еще выглядеть так: от чего и ради чего вы бы отказались? С высоты своей жизненной философии и мудрости могу сказать, что большинство людей не до конца понимают значение слов из вашего списка: любовь, семья, дружба. Ведь это все очень сложная и тяжелая работа. Это жертвенность своим временем, желаниями, это ответственность. Наверное, я бы пожертвовал дружбой ради творчества, а творчеством —ради семьи и любви.

Точка ART: Как Ваше окружение влияет на Ваше творчество?

Владислав Аксёнов: Мое окружение никак не влияет на мое творчество. Но воспринимает его по-разному. Мама, как человек пожилой, не понимает моего творчества. Это и понятно. Моим дочерям, коллегам и друзьям нравится. Иногда, когда глаз и ум замыливается, мне нужен взгляд со стороны, и я могу спросить близкого мне человека об этом. Или, когда у меня несколько версий смысла одного и того же произведения, я провожу мозговой штурм с близким окружением. Иногда моя старшая дочь, как практикующий психолог, дает мне обратную связь по моим работам, и я их переосмысливаю.

Владислав Аксёнов. Четыре работы из серии «Застрявшие», 2024 © Архив художника
Владислав Аксёнов. Четыре работы из серии «Застрявшие», 2024 © Архив художника

Точка ART: Что для Вас первично: форма, цвет или содержание?

Владислав Аксёнов: Отправной точкой для меня является идея и содержание. Мне кажется, форма и цвет — это следствие идеи. И так как я работаю с объёмом, форма у меня стоит на втором месте. Просто в момент создания произведения много что может поменяться. Придут новые идеи, изменится форма, даже содержание может видоизмениться. К сожалению, иногда форма — это следствие возможностей, наличие материалов и взаимодействие их между собой.

Точка ART: Как, по-вашему, должен жить современный художник?

Владислав Аксёнов: Вы сейчас про что? Про деньги? Про свободу? Про творчество? Современный художник должен жить свободно и счастливо. Когда творческого человека помещают в какие-нибудь рамки и границы. Законами, семейными ценностями и прочей охотой на ведьм, чувствуешь в себе нереализованность. Как будто недосказал, недоел. А появляется это вследствие неудовлетворенности. Художник, конечно, может работать в границах, правилах и прочем. Но без творческой свободы и свободного высказывания современное искусство стоит на месте. Россия и так отстает в современном искусстве. Я не говорю о том, что художник может своим искусством призывать к насилию, нет. Но у нас сейчас многие темы запрещены, даже те, которые не несут никакого насилия и угрозы.

Владислав Аксёнов. Работы из серии «М11», 2023 © Архив художника
Владислав Аксёнов. Работы из серии «М11», 2023 © Архив художника

Точка ART: Любите ли Вы путешествовать и как используете материалы поездок в своих работах?

Владислав Аксёнов: ДА! Путешествовать я люблю. Правда, в последнее время совершенно не хватает времени. Путешествия для художника очень важны не только с точки зрения отдыха, но и получение визуального ряда и другой информации. Ведь как рождаются идеи!? Идеи — это собирательный образ. Они рождаются из твоей внутренней библиотеки, которая регулярно пополняется насмотренностью и прочей полученной информацией. А в путешествиях художник пропускает через себя традиции стран, краски, обычаи, запахи, природу, быт, язык и много чего еще. И когда все это попадает в твою библиотеку, эти знания смешиваются с другими и начинают возникать идеи-образы. Плюс все это проходит через систему твоих ценностей, страхов, протестов и пр. И в результате мы получаем уникальный продукт в виде произведения.

Владислав Аксёнов. Серия «Транспаранты», 2024 © Архив художника
Владислав Аксёнов. Серия «Транспаранты», 2024 © Архив художника

Точка ART: Какую обстановку вы считаете подходящей для творческого процесса (хаос или порядок) и какова подготовка к началу новой работы?

Владислав Аксёнов: Предпочитаю тишину. Когда вокруг есть люди, работать сложно. Все время фонит: голоса, передвижения и прочее. А когда никого нет — вообще кайф! Я включаю радио Эрмитаж и меня нет. Я люблю порядок, но у меня не получается его поддерживать. Зато в хаосе я знаю, что где у меня лежит. Что касается подготовки к работе, то это целый ритуал с молитвами, танцами и йогой, омовением и жертвоприношением. Шутка! А если серьезно, то никакой подготовки нет. У меня в работе всегда находится несколько проектов. Я прихожу в мастерскую и смотрю, что я могу сейчас взять в работу. Конечно, бывает и такое, когда тебя накрывает очередная идея, ты не в силах отложить ее на потом. Тогда все начатые проекты идут в отпуск.

Владислав Аксёнов «Белые демоны», 2023 © Архив художника
Владислав Аксёнов «Белые демоны», 2023 © Архив художника

Точка ART: Творчество отвлекает Вас от проблем личного или повседневного характера?

Владислав Аксёнов: К сожалению, нет. Я человек эмоциональный, и разного рода потрясения и неприятности вызывают у меня сильный эмоциональный фон. Я не могу работать, так как голова занята либо переживаниями, либо решением проблем. Просто помимо творчества в моей жизни присутствует бизнес, семья и т. д. А я человек ответственный, живу в режиме многозадачности. И везде бывают разные ситуации.

Владислав Аксёнов. Работа из серии «Никогда не теряй голову», 2024 © Архив художника
Владислав Аксёнов. Работа из серии «Никогда не теряй голову», 2024 © Архив художника

Точка ART: На Ваш взгляд, что такое правда в искусстве?

Владислав Аксёнов: Разве есть правда в современном искусстве!? Правда в том, что оно есть. А вот что именно сегодня является совриском, мне кажется, не совсем понятно, так как в современном искусстве очень много волшебников, которые из чего угодно сделают произведение. Зачастую надуманный смысл в искусстве или отсутствие такового выдается за что-то невероятно гениальное и непостижимое.

Узнать больше о работах Владислава можно из его соцсетей и на официальном сайте художника: Телеграм-канал, Дзен, Инстаграм (запрещенная на территории Российской Федерации социальная сеть).