Фуриоса, или Безумный Макс в женском обличье. Стоит ли смотреть новый фильм культовой франшизы?

Старый конь борозды не испортит. Эта русская поговорка в случае с голливудским кинематографом работает далеко не всегда. Достаточно вспомнить, как поседевший Ридли Скотт вдруг ударился в поиски смысла бытия и превратил леденящий душу вселенную «Чужого» в невнятную клоунаду под звуки фасбендеровской дудки.

К счастью, Джордж Миллер не из таких. Создателю «Безумного Макса» в следующем году стукнет 80, но он продолжает сохранять ясность и кровожадность рассудка, не впадая в излишнюю рефлексию и радуя фанатов франшизы зубодробительным экшеном. Чего стоит одна только «Дорога ярости» 2015 года! И вот теперь австралийский дед принёс зрителям очередной подарок: фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Забегая вперёд, скажу, что лично я оценил новое творение Миллера довольно посредственно: примерно на 6 баллов из 10. Картина с треском провалилась в мировом прокате, набирав лишь 171 млн баксов при бюджете в 168 млн. Впрочем, все эти цифры едва ли отражают реальное качество картины.

Ну вот, вроде бы все актанты расставлены... Тогда погнали!

Осторожно, дальше начнутся чудовищные спойлеры!

Смотрим во все глаза! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Смотрим во все глаза! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Итак, новый фильм – это приквел к «Дороге ярости», рассказывающий о злоключениях Фуриосы – однорукой девчули, которая лихо водит адские фуры и при этом успевает стрелять из обреза. В основной ленте её сыграла блистательная Шарлиз Терон, в предыстории же коротко подстриглась и вымазала лоб чёрным американо-британская актриса и модель Аня Тейлор-Джой. Замена так себе, но на безрыбье... В целом мадам довольно симпатична и иногда ей даже удаётся заглянуть огромными глазищами прямо в душу.

"Я же говорила, что надо было налево поворачивать!" Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
"Я же говорила, что надо было налево поворачивать!" Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Ни Тома Харди, ни тем паче Мэла Гибсона зритель не увидит – кино не про обезумевшего от горя, жары и цен на топливо Макса. Из более менее узнаваемых и примечательных актёров можно выделить разве что марвеловского Тора – Криса Хемсворта. И хотя на сей раз австралийский качок играет злодея Дементоса, он, как и в комиксах, снова носит плащ и корчит из себя идиота. Но об этом чуть позже.

Тор уже не тот. Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Тор уже не тот. Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

К сюжету вопросов масса. Киноделы предлагают нам поверить, что в мире постапокалипсиса существуют Зелёные Земли Тысячи матерей – этакое Поле чудес, которое к Якубовичу не имеет ни малейшего отношения. Об умственных способностях его обитателей свидетельствует полное отсутствие охраны и средств предупреждения о приближении чужаков. «Полечудесовцы» не расстаются с розовыми очками и лакомятся перезрелыми персиками. Ясно, что очень скоро все эти ананасы и рябчики встанут буржуям поперёк горла.

"Ешь ананасы, рябчиков жуй..." Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
"Ешь ананасы, рябчиков жуй..." Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Так и произошло. Во время очередной прогулки в райский сад девочка с персиками Фуриоса встречается с байкерами из орды Дементуса. Мотоциклисты оказались под стать жителям чудной долины. Вместо того, чтобы тихонько откланяться, а после рассказать братанам о стране изобилия, для достоверности прихватив пару фруктов, они берут ребёнка в плен и уносятся в пустыню. «Теперь-то никто нас не назовёт чуханами!» - наивно полагают бедолаги, ловя затылками пули из снайперской винтовки. А дальше «погоня, погоня, погоня в горячей крови...»

Кровищи, если честно, в фильме практически нет: видно, что киноделы тщательно подгоняли кадры под подростковый рейтинг. Однако их надежды выйти на предел окупаемости всё равно провалились, а зритель лишился по-настоящему душераздирающих и реалистичных кадров. Не постапокалипсис, а какая-то пастораль! Хорошо хоть ящерку не поленились пустить в расход. (Такая вот фишка у Миллера, который в каждом фильме давит какую-нибудь ползучую гадину. Возможно, проведи я годик-другой в Австралии, тоже воспылал бы жгучей ненавистью к разного рода змеям и паукам).

Тачки решают всё. Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Тачки решают всё. Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Как ни отвратительна и банальна завязка картины, дальше будет только хуже. Киноделы наворотили такого, что перестаёшь верить в происходящее. Если в «Дороге ярости» нам лишь намекнули на такие локации, как бензиновый город или свинцовая ферма, то теперь зачем-то стали углубляться в экономическую и социальную модели постапокалипсиса. Получилось убого и неубедительно. Как думаете, будут чувствовать и вести себя жители населённого пункта, куда раз в десять дней приезжает одна-единственная фура с овощами? Будут ли люди довольны скудными порциями бикуса или, может, захотят разнообразить свой рацион за счёт каннибализма?

Не меньшее удивления вызывает и свинцовая ферма. Они что, боеприпас разного калибра из шахт добывают? А где станки, где производственные мощности, где высококлассные специалисты, наконец?

Свинцово-фермерское хозяйство. Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Свинцово-фермерское хозяйство. Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Ну и, разумеется, сама сага о сильной и независимой Фуриосе не выдерживает никакой критики. Похоже, что феминистки всё-таки прогрызли печёнку Миллеру. В реальности судьба беззащитной девочки, попавшей в чужое племя, была бы совсем другой, и гарем Бессмертного Джо показался бы Фуриосе лучшим из всех возможных вариантов. Ну какая, к чертям собачьим, автоледи, когда на почитателей Вальхаллы рулей не хватает!

Внимание, женщина за рулём! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Внимание, женщина за рулём! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Реально колоритных и запоминающихся персонажей в фильме хватает. Во-первых, старый знакомый Бессмертный Джо, трудящийся в поте лица над сотворением нормального ребёнка. Правда, пока получаются лишь сиамские близнецы и прочие аномалии, но он очень старается!

"Если б я был султан..." Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
"Если б я был султан..." Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Во-вторых, человек-библиотека, ходячая Википедия и местный историк (называйте как хотите) в исполнении Джорджа Шевцова. Старик смотрится чистым Гэндальфом и явно отсылает к толкиновской трилогии.

"Ты не пройдёшь!" Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
"Ты не пройдёшь!" Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Ну и в-третьих, военачальник Дементос. Дурак дураком, не способный управлять и не отдающий отчёт собственным поступкам. По сути он большой обиженный ребёнок, который очень хочет выглядеть грозным и несгибаемым. Достаточно посмотреть на его авантюрную попытку устроить революцию под носом Бессмертного Джо. Восстание, ясен пень, не удалось, ибо не знакомые с трудами Маркса рабы предпочли пусть плохонькую, но стабильность под пятой угнетателя. Мало ли какой тут чужак с бородкой воду баламутит!

А вот плащ у Дементоса получился знатный, он словно бы живёт своей жизнью и является отдельным персонажем. (Нечто подобное мы уже наблюдали в «Сказке странствий» с Андреем Мироновым). Сначала он белый, потом становится алым, а после чернеет, будто бы владелец впитывает в себя всю грязь этого мира и становиться его неотъемлемой частью. Тот Дементос, которого мы видим в конце фильма, никогда не пощадил бы крошку-Фариосу.

Хотя даже в этом случае персонаж вряд ли заслужил участь стать грядкой для персикового дерева. Как тот олень, которому барон Мюнхгаузен засандалил вишнёвой косточкой промеж глаз. Выглядит дико, абсурдно и нелепо, но... Такова нынче фантастика и больше никакова.

Двумя руками не согнуть! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Двумя руками не согнуть! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

«Так за что же 6 баллов, если везде одни недостатки!» – воскликнет внимательный читатель. За общую атмосферу и... сцены автомобильных погонь! Несмотря на дырявый сюжет, перед нами всё тот же «Безумный Макс» во всех его лучших проявлениях. Здесь вновь носятся сумасшедшие байкеры, ревут адские фуры, а сверху на конвой пикируют парашютисты-смертники и винтокрылы... Выглядит убойно – этого у Миллера не отнять.

От винта! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
От винта! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Верной дорогой идём, товарищи! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».
Верной дорогой идём, товарищи! Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса».

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#безумный макс

#франшиза

#фариоса

#фантастика

#джордж миллер

#приквел

#обзор фильма

#постапокалипсис

#выживание