25,6K подписчиков

Союзники в японском плену (немного цифр и воспоминаний) Часть 1

727 прочитали

Есть старый добрый анекдот про черную и белую полосу в жизни, заканчивающийся словами: "Я думал это черная полоса в моей жизни, а это была белая..." Все познается в сравнении.

Беру англоязычную статью про пленных японцев в СССР, и читаю: "Миллионы японцев в советском плену испытывали жесточайшее обращение..." Ну, да, настолько жесточайшее, что некоторые из них женились и отказались возвращаться на Родину. Правда больше всего (из числа пленных) осталось в СССР корейцев, ранее служивших в японской армии, ну да ладно, про это рассказ отдельный. Там есть масса нюансов (которые не озвучиваются современными историками).

Просто когда после изучения судеб попавших в плен защитников Севастополя сталкиваешься с "неимоверными муками" британцев и австралийцев в японском плену, возникает непонимание. Вспоминается фильм "Горячие головы -2"

-Они тебя пытали?

-Да, жестоко и бесчеловечно! Я не могу ходить!

-Почему?

-Они связали мне шнурки на ботинках!

-Какой сложный узел, изверги!"

Простите, если кого обидел, но...

Я отлично понимаю, что попав из достаточно приличных и комфортных условий в очень специфичную страну со своими труднопонимаемыми особенностями, жители Британской империи оказались... "не готовы". Они ждали что в плену будут суши, рикши, гейши, но...

Да, после Первой Мировой (где Япония выступала на стороне Антанты) немцы, взятые в плен в Циндао и Германской Микронезии содержались в почти идеальных условиях (Хотя не сразу). Критика поспешно возведенных японских лагерей для немецких военнопленных во время Первой мировой войны побудила японские военные власти объединить 12 существующих лагерей в шесть новых. Самый известный из них — лагерь Бандо в префектуре Токусима — считался образцом содержания заключенных.

Усилиями коменданта лагеря майора Тоехисы Мацуэ, лагерь стал напоминать миниатюрную немецкую деревню, где заключенные открывали магазины, ухаживали за посевами и даже знакомили местных фермеров с новыми методами ведения сельского хозяйства и разведения скота.

В марте 1918 года заключенные даже организовали 12-дневную выставку продуктов питания, спорта и техники, которая привлекла около 50 000 посетителей и даже вызвала вопросы у императорского двора. Японцам очень хотелось показаться "по-европейски" цивилизованной страной. А, потом все вернулось "на круги своя". И дело тут не в том, что в 1926 году воцарился новый император Хирохито.

Страна очень быстро перепрыгнувшая из глубокого феодализма сразу в империализм, подавляющее большинство населения которой жило в очень... "скромных" условиях (дабы не выразиться хуже) предоставила пленным достаточно сносные (по японским меркам) условия.

Например, могучий японский флот построен не за счет мощной экономики Японии (откуда бы ей тогда взяться), а за счет ОЧЕНЬ дешевой рабочей силы.

Вот только то, что японцу "сносные условия" для европейца "муки адские".

Есть еще один нюанс: после поражения у Халхин-Гола (который у японцев зовется «инцидентом у Номон-Хана») в плен к русским попало "невыносимое количество пленных" (дословно).

После этого 8 января 1941 года Хидеки Тодзе, (тогдашний военный министр Японии), подписал Сендзинкун, или "Кодекс полевой службы".

"Те, кто познал стыд, слабы. Всегда думайте о [сохранении] чести вашей общины и будьте честны перед собой и своей семьей. Удвойте свои усилия и оправдайте их ожидания. Никогда не доживи до того, чтобы испытать позор в качестве заключенного. Умирая, вы избежите того, чтобы преступление оставило пятно на вашей чести".

Ну, и, соответственно, страна, которая так относилась к своим солдатам, к чужим относилась еще строже. Обширная пропагандистская кампания, сопровождавшая Сендзинкун, еще больше посеяла в японских войсках страх, что их семьи подвергнутся остракизму, если они сдадутся врагу. Эта же философия породила мнение, что заключенные союзников были солдатами, не имеющими ценности, ну, и отношение японского "персонала" было... таким же.

Чуть проще ситуация в лагерях была вне Японии. Там чаще всего (из-за нехватки персонала) служили корейцы, призванные в Японскую армию.
Первый кореец в императорскую армию был призван в 1942 году. Всего же в первый призыв было мобилизовано 130 тысяч корейцев, которых, однако, не спешили использовать в боевых действиях, предпочитая направлять их для охраны пленных под началом японских солдат и офицеров, частично потерявших боеспособность по ранению.

Сингапур. В ожидании "распределения"
Сингапур. В ожидании "распределения"

В самой Японии ситуация с пленными была... сложной. Первый лагерь военнопленных в Японии появился 28 декабря 1941 года, в Дзэнцудзи, в префектуре Кагава, когда прибыли первые 397 американцев, захваченных на о. Гуам.

Следующим этапом в строительстве лагерей для военнопленных, стал март 1942 года. когда стало известно о пленении большого количества британцев в Сингапуре. Строительство и оборудование лагерей велось в срочном порядке.

Японцы в какой-то степени все же придерживались конвенций, разделив офицерский и рядовой состав. Офицеры могли не работать (работы по обслуживанию самого лагеря не в счет).

Рядовых японцы кормить просто так не собирались. Принудительный труд военнопленных в промышленности был обычной практикой. В лагерях для военнопленных Императорской японской армии в городах Осака, Фукуока, Хакодате и Токио действовали два типа трудовых лагерей:

-бун-шо, где армия поставляла жилье, продукты питания и одежду, в которых пленные работали непосредственно на Императорскую армию (строительство укреплений, ремонт сооружений армии и.т.д.)

-хаккен-шо, буквально ‘Лагеря отправки’, где пленные работали на "частника", и где японские фирмы предоставляли кров, еду и одежду, а армия осуществляла охрану.

Были еще небольшие лагеря (филиалы) обычно располагались в промышленных или горнодобывающих центрах, таких как Кэйхин (Токио и Иокогама) и Хансин (Осака и Кобе), но по сути, это были филиалы армейских лагерей.

Конвенция подразумевает использование посильного труда пленных, правда, на возмездной основе, пленным нужно платить. (Правда всегда можно сделать так, чтобы пленный выполняя работу оставался еще и должен).

В принципе, деление лагерей на "частные" и "государственные" было не жестким. Например, в городе Наоэцу в префектуре Ниигата, был создан филиал лагеря для военнопленных после того, как несколько местных компаний обратились с просьбой об использовании труда заключенных.

Находящийся в ведении Токио Хорьо Суйодзе (Лагеря военнопленных в районе Токио), лагерь 4-Б Наоэцу ("Б" означает "буншо") открылся в декабре 1942 года на бывшем складе частной компании по производству азотных удобрений "Шин-Эцу" (здравствует и сейчас, это Синъецу Кагаку Коге кабусики кайша Shin-Etsu Chemical Co., Ltd. - крупнейшая химическая компания в Японии, занявшая 9-е место в Forbes Global 2000 по химическому сектору). В ту пору компания производила взрывчатые вещества. Именно сюда был направлен рядовой состав британских и австралийских частей, попавший в плен в Сингапуре. В основном, сюда попали австралийцы из 2/20 го батальона 8-й австралийской дивизии (23 офицера 558 рядовых), которых доставил из Сингапура транспорт "Камакура Мару". По сложившейся прктике, пленных "погрузили" на борт "утрамбовав" как селедок в бочку, и условия при перевозке были... (не комфортными).

«Титибу-мару» (яп. 秩父丸) — японский пассажирский лайнер 1930 года постройки, в 1939 году сменивший название на «Камакура-мару» (яп. 鎌倉丸). В 1942 году «Камакура-мару» был реквизирован Императорским флотом Японии для использовании в качестве войскового транспорта и госпитального судна. Был потоплен американской подводной лодкой Gudgeon (SS-211) в апреле 1943 года, во время Второй мировой войны. Пр потоплении погибло 2578 человек  находившихся на борту.
«Титибу-мару» (яп. 秩父丸) — японский пассажирский лайнер 1930 года постройки, в 1939 году сменивший название на «Камакура-мару» (яп. 鎌倉丸). В 1942 году «Камакура-мару» был реквизирован Императорским флотом Японии для использовании в качестве войскового транспорта и госпитального судна. Был потоплен американской подводной лодкой Gudgeon (SS-211) в апреле 1943 года, во время Второй мировой войны. Пр потоплении погибло 2578 человек находившихся на борту.

Из прибывших 300 человек (в основном австралийцы) работали на "химиков", остальные на верфи в Кобе. Поначалу условия были относительно сносными, несмотря на морозную погоду. В перерывах между медицинскими осмотрами, австралийцы в свободное время, играли в карты, покуривая и наслаждаясь. К их услугам был даже бассейн с горячей водой (!).

Пленный Дадли Боутон в ноябре 1942 года писал: "На сегодняшний день здесь как на курорте, за исключением холода. Японцы все действительно прекрасные парни, как и все здешние японцы по внешнему виду и обращению с нами. Они, кажется, только рады сделать для нас что угодно, что совершенно противоположно условиям в Сингапуре, и особенно на корабле при перевозке".

Через неделю после их прибытия командующий лагерями военнопленных в районе Токио полковник Кунджи Судзуки заверил австралийских военнопленных в справедливом обращении. Были разрешены церковные службы, можно было устраивать концерты и можно было купить еду. В соответствии с соглашением, заключенным с японцами, лагеря были четко обозначены большими буквами "PW", написанными на крышах зданий.

Есть старый добрый анекдот про черную и белую полосу в жизни, заканчивающийся словами: "Я думал это черная полоса в моей жизни, а это была белая..." Все познается в сравнении.-3

А, вот потом пришлось работать. Причем, работать не так, как привыкли австралийцы, а по настоящему, по-японски. Автралийцы получили предупреждение, что от них на следующий день ожидают "больших усилий".

Лагерная кухня представляла собой деревянное сооружение с глиняным полом. Пищу готовили шесть заключенных до мая 1945 года, тогда это число было увеличено до 13. Рацион 500 грамм риса, 70 грамм мяса (австралийцы жаловались, что в рационе была только конина). Два раза в неделю рыба (140 грамм).

Лагерная кухня (фото 1980 года
Лагерная кухня (фото 1980 года

Офицеров работать не заставляли, они поддерживали порядок в лагере. Правда, их заставляли делать "зарядку" и выполнять работы по лагерю. Когда офицеры отказались драить гальюны их наказали (пришлось согласиться). Капитан Джек Хепберн (заключенный № 6), в мирное время занимавший должность прокурора, был обвинен в том, что "он сеял смуту среди офицеров, цитируя Женевскую конвенцию". Отказавшись подписать заявление о своей виновности, он был наказан, и так продолжалось, пока он, наконец, ее не подписал.

Фото из лагеря. После слов про  жестокое обращение японских охранников с заключенными союзников, почти странно видеть эту фотографию заключенных и их мучителей, позирующих вместе на групповой фотографии по случаю лагерного концерта. На фото опознаны лейтенант Асао Саката, первый начальник лагеря (средний ряд, второй слева), Юкио Накаяма, которого заключенные прозвали "Детское личико" (третий слева), рядовой первого класса Хироаки Коно, переводчик лагеря (сидит третьим слева) и старший сержант Тадео Шибано, ‘Бык’, старший сержант лагеря с декабря 1942 по декабрь 1944 года (сидит крайний справа).
Фото из лагеря. После слов про жестокое обращение японских охранников с заключенными союзников, почти странно видеть эту фотографию заключенных и их мучителей, позирующих вместе на групповой фотографии по случаю лагерного концерта. На фото опознаны лейтенант Асао Саката, первый начальник лагеря (средний ряд, второй слева), Юкио Накаяма, которого заключенные прозвали "Детское личико" (третий слева), рядовой первого класса Хироаки Коно, переводчик лагеря (сидит третьим слева) и старший сержант Тадео Шибано, ‘Бык’, старший сержант лагеря с декабря 1942 по декабрь 1944 года (сидит крайний справа).

Потом к британцам добавились американцы (350 человек). Лагерь стал перенаселенным, условия в нем ухудшились.

В общей сложности на 15 августа 1945 года в лагере находилось 698 военнопленных, включая 348 американцев и 187 гражданских лиц (последние с острова Уэйк), 231 австралийца, 83 британца, 38 голландцев и одного новозеландца. Потом пришло освобождение.

Достаточно любопытно было раскопать информацию о содержании старших офицеров в лагере на о. Формоза (Тайвань). Все дело в том, что японцы перебросили старших офицеров в один лагерь. Там после сдачи Сингапура "сидел" А.Персиваль, затем, с ним в одном лагере оказался американский генерал Джонатан Уэйнрайт, капитулировавший на Филиппинах.

Чуть позже лагерь для старших офицеров был переведен в Манчжурию (потом их освободили советские войска и вернули обратно союзному командованию). Несмотря на то, что принято писать, господа офицеры в плену получали 700 грамм риса, 500 грамм овощей 100 грамм мяса. Для их обслуживания были выделены 20 рядовых, которые и выполняли лагерные работы.

С условиями этого лагеря дико контрастировали лагеря пленных, работавших на шахтах на о. Формоза (Тайвань) по добыче "цветмета". На Формозе находились лагеря: Кинкасеки №1, Тайчу № 2 (Тайчжун), Хэйто № 3 (Пинтунг), Сиракава № 4 (Чиайи), Тайхоку № 5, Мосак (Тайбэй), Тайхоку № 6 (Тайбэй), Каренко (Хуалянь)
Тамадзато (Юли), Кукуцу (Тайбэй), Ока (Тайбэй),Тороку (Тулиу), Инрин (Юаньлинь)
Временный Инрин (Юаньлинь), Такао (Гаосюн), Чурон (Тайбэй), Тиахокум (Тайбэй), Гиран (Илань).

Названий много, но если коротко:

Золотые рудники Кинкасеки были одними из крупнейших источников золота в Императорской Японии. Лагерь был открыт был открыт 14 ноября 1942 года. Первые военнопленные прибыли из Сингапура, всего 1100 человек (в основном, британцы рядовой состав). Потом в лагере содержалось 4356 человек. Шахты закрыли в марте 1945 года из-за невозможности транспортировки ископаемых. Самое интересное, что на суде в 1947 году обвинение было выдвинуто не японской армии, а 9 служащим компании по добыче полезных ископаемых.
Остальные лагеря использовались, в основном, так же в горной промышленности (добыча полиметаллических руд). Кроме горной промышленности пленных использовали для выращивания сахарного тростника, рытья искусственных озер. Пленных держали на "диете" из риса и овощного супа. Многие страдали болезнью под названием бери-бери - дефицитом витаминов.

Охрана (внешняя) была из тайваньцев (и, по сравнению с японской охраной, тайваньцы были "злее"). Для тайваньцев лагеря, вроде бы как, считаются пятном на их истории. Хотя на Тайване (вроде бы как) преподают историю Второй мировой войны, но (естественно) о роли тайваньцев в ней почти ничего не говорится, равно как и о военнопленных союзниках. Тайваньцы, которые охотно работали или воевали за Японию никакого наказания не понесли, а во всем обвинили японцев (хотя, объективно говоря, японцы были виноваты в меньшей степени).

Повторюсь: все познается в сравнении. Если смертность пленных в "японских" лагерях составляла 4%, тайваньских 10-15%, то в остальных... (ладно, это тема отдельного рассказа)