Ситуация с удорожанием тура во время оформления - одна из самых неприятных в практике турагента. Она расстраивает и нас, и наших дорогих туристов.
В этой публикации расскажу о рыночных механизмах и нормах закона, которые делают ценообразование в туризме настолько динамическим, что буквально не успеваешь за этими колебаниями. Только что отправили туристу подборку, а цены в ней уже не актуальные!
Были случаи в нашей практике, когда цена тура так сильно повышалась, что туристы отказывались от него, и нам приходилось возвращать деньги. Страдали наши доверительные отношения с туристами - самая большая наша ценность!
Что такое турпакет
Чтобы понять откуда "растут ноги" этих колебаний, необходимо немного углубиться в теорию и уточнить понятие тур, или турпакет, который в качестве готового продукта покупает турист.
Стандартный турпакет включает в себя размещение в конкретном отеле и авиаперелет. В него также может входить (но необязательно) трансфер, питание, экскурсионное обслуживание и т.п.
Турпакет полностью формирует туроператор - компания, которая имеет специальную лицензию на это. Именно туроператор договаривается с принимающей стороной и авиаперевозчиками об определенных расценках. После этого туроператор закладывает свою прибыль и формирует таким образом стоимость тура.
И вот здесь уже можно заметить, что туроператор начинает зависеть от своих партнеров - отельеров и авиакомпаний, которые для извлечения максимальной прибыли используют динамическое ценообразование. То есть устанавливают цены в зависимости от спроса. Чем больше спрос, тем больше цены.
Туроператор пытается обезопасить себя от чрезмерных колебаний, используя три главных инструмента:
бронируя заранее блоки номеров в отелях;
выкупая блоки мест на авиарейсах;
арендуя у авиакомпаний чартерные рейсы.
Если эти инструменты работают, то цена на тур остается более или менее стабильной. На ее изменение может повлиять разве что изменение курса валюты, если мы говорим о зарубежном туре.
Более того, такие туры могут даже дешеветь. Это происходит тогда, когда туроператору не удается реализовать все выкупленные у авиакомпании места. В этом случае туроператор готов продать их по минимальной стоимости, лишь бы заселить туристов в отель и получить прибыль хотя бы с забронированных номеров. Так появляются так называемые горящие туры.
А вот когда инструменты не работают, тогда и появляется возможность удорожания тура. Рассмотрим две основные причины.
1. Отель повысил стоимость номеров
Бывает, что в высокий сезон туроператор быстро распродает забронированные номера в том или ином отеле. В этом случае во всех базах этот отель отображается как "под запрос".
Это значит, что туроператор снова обращается в отель, чтобы запросить нужное количество номеров. Но отель, учитывая спрос, может отдать эти дополнительные номера уже совсем по другой стоимости. Естественно, туроператор учтет это при формировании итоговой стоимости тура.
2. В составе тура регулярный рейс
Далеко не все туры обеспечены чартерами или выкупленными блоками мест в самолетах. Очень часто туроператор использует регулярные рейсы различных авиакомпаний, чтобы доставить туристов к месту отдыха.
При этом билеты притягиваются к туру только в тот момент, когда происходит запрос его стоимости. Турагент запрашивает стоимость тура, когда делает подборку, и транслирует эту информацию туристу.
Но, когда турист принимает решение забронировать выбранный вариант, турагент вынужден актуализировать стоимость тура, так как за прошедшее время (даже если это всего лишь час), цена авиабилетов на регулярный рейс могла измениться. Особенно это часто происходит, когда речь идет о бронировании на ближние даты.
Что говорит закон
С юридической точки зрения, вся эта неопределенность, как это ни странно, вполне приемлема.
Дело в том, что предложение продажи тура, исходящее от туроператора, считается публичной офертой.
Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ публичная оферта адресована неопределенному кругу лиц и выражает лишь намерение заключить договор с любым, кто отзовется.
Согласно п.1 ст. 438 ГК РФ, чтобы принять условия оферты, необходимо ее акцептовать, то есть полностью согласиться с ее условиями. До этого времени, между сторонами договорных отношений не возникает, и туроператор вправе вносить в договор изменения, в том числе увеличить или уменьшить стоимость тура.
Для того, чтобы всё-таки зафиксировать стоимость тура, необходимо внести оплату за него. Только тогда публичная оферта будет считаться акцептованной, а договорные отношения будут зафиксированы.
Что может произойти в момент бронирования
Самая главная неприятность может произойти в момент непосредственного бронирования тура, когда деньги еще не сели на счет туроператору. В этот самый момент туроператор еще вправе изменить условия оферты и изменить стоимость тура. И это вполне законно.
Ни турагент, ни тем более, турист, не может заставить туроператора вернуть прежнюю стоимость тура. В этой ситуации остается либо согласиться с новыми условиями, либо отказаться от поездки.
Мы, турагенты, часто выглядим при таком раскладе в невыгодном для нас свете. Поскольку именно мы объявляем туристу об изменении стоимости тура, он думает, что это мы решили чего-то сверху накрутить, чтобы нажиться. Хотя это вовсе не так.
Как обезопасить себя от повышения цены
Поскольку давно работаю в сфере туризма, могу дать несколько советов, как максимально защитить себя от неожиданного повышения стоимости тура:
- По возможности планировать отпуск и приобретать тур заранее, еще до наступления высокого сезона. Ведь именно в высокий сезон и в ближние даты вылета скачки цен наиболее непредсказуемые и чувствительные.
- Принимать решение о покупке тура оперативно, пока еще не изменились условия оферты. Особенно осторожными надо быть в конце месяца, так как с началом нового месяца отели часто меняют свои акционные предложения, и цена номера может измениться. Соответственно, поменяется и стоимость тура.
- Акцентировать внимание на том, какой рейс входит в турпакет - чартерный или регулярный, и быть готовым к резким перепадам цены при наличии регулярного рейса.
- В случае уже имеющегося повышения цены, можно предложить своему турагенту подобрать этот же тур у другого туроператора. Вполне возможно что условия оферты в другом месте будут более выгодными.
В нашем агентстве Lady On Travel мы всегда стараемся минимизировать переживания своих туристов по поводу предстоящей поездки, поэтому всегда предупреждаем их обо всех возможных нюансах.
Наша главная задача - ваш комфортный, безопасный и выгодный отдых!
Поделитесь в комментариях, были ли у вас случаи неожиданного удорожания тура, и как вы справлялись с этой ситуацией.
Ставьте 👍если статья была вам полезна.
Не забудьте подписаться❤️ на канал, ведь впереди еще много интересных публикаций, которые помогут вам путешествовать выгодно.