681 подписчик

10 июля – память преподобного Амвросия Оптинского

Петров пост. Прп. Амвросия Оптинского (1812 – 1891). Прп. Сампсона Странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны Мироносицы (I). Мчч. Маркия и Маркии. Свщмч. Пиерия, пресвитера антиохийского. Мч.

Петров пост.

Прп. Амвросия Оптинского (1812 – 1891). Прп. Сампсона Странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны Мироносицы (I). Мчч. Маркия и Маркии. Свщмч. Пиерия, пресвитера антиохийского. Мч. Анекта Кесарийского (ок. 284–305). Св. Маркеллина. Прп. Луки пустынника; Иоанна отшельника; Севира пресвитера (VI); Георгия Иверского, Афонского (1065) (Груз.).

ЖИТЬ – НЕ ТУЖИТЬ, НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ, НИКОМУ НЕ ДОСАЖДАТЬ, И ВСЕМ МОЕ ПОЧТЕНИЕ!

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

Александр Гренков, будущий святой старец Амвросий, родился в ноябре 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. После окончания духовного училища и духовной семинарии, был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем духовного училища в Липецке.

В 1839 году, по совету старца Илариона, затворника Троекуровского, ушел в Оптину Пустынь, где и поступил под духовное руководство сперва отца Льва, а после его смерти – старца Макария. Отличаясь живым и веселым, общительным характером, мягким и добрым сердцем, проницательным умом и знанием человеческого сердца, батюшка Амвросий по смерти отца Макария естественно заступил на его место.

При всей своей крайней немощи и болезненности, будучи почти прикован к постели, он с утра до вечера в течение более чем 30 лет принимал всех пришедших к нему без различия чинов и званий. «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» -- говорил старец.

В краткие минуты отдыха батюшка прочитывал одну или две басни Крылова – ему нравились их меткость и остроумие. Он и сам иногда высказывал в шутливом тоне заключенные в рифмованную форму, но духовно весьма глубокие мысли и наставления.

По благодати Божией его проницательность во время болезни переросла в прозорливость, он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге. Часто, чтобы избежать человеческой славы, он скрывал дар чудотворения под видом шутки. По своему смирению лечил прикровенно, посылая больных к мощам, к чудотворным иконам или советовал принимать какую-нибудь травку. Батюшку нельзя было представить себе без участливой улыбки, от которой становилось весело, тепло и хорошо.

В последние 10 лет своей жизни он возложил на себя еще новую заботу о содержании и благоустройстве многолюдной женской Шамординской общины, которую он основал в 12 верстах от Оптиной пустны. В обители кроме 1000 сестер содержались еще и детский приют, школа, богадельня и больница. Как-то молясь Божией Матери о помощи монахиням, отец Амвросий увидел в небе Саму Богородицу. По его эскизу была написана икона «Спорительница хлебов». Именно в Шамордино старец отошел ко Господу 23 (10) октября 1891 года.

Ф. М. Достоевский вывел о. Амвросия в образе старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» – Оптину пустынь писатель посетил вскоре после смерти любимого сына Алеши.

Вот как рисует Достоевский старца, который «…до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно, и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово. Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, входившие в первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое».