Стейнбек наверно один из тех редких писателей, чьи книги мне кажутся написанными разными авторами. Разумеется, это не абсолютно разные по стилю книги, даже тематика там перекликается, по крайней мере в тех произведения, которые прочитала. Однако со всем не те ощущения я испытала, читая произведение «О мышах и людях». В сравнение с «Гроздьями гнева» оно кажется написанным совершенно в другом стиле, хотя образы главных героев в чем-то схожи. Те же несчастные, отброшенные на обочину жизни трудяги, что мечутся по стране в поисках работы и готовы ссыпать овес целый день напролет за какие-то пару долларов. История стара как мир, но две книги трогают совсем разные струны души. Что объединяет героев двух книг, помимо бедственного положения? Конечно мечты. Мне кажется, что судить человека можно по его мечтам, хороши они или плохи, так или иначе они становятся отражением души человеческой. Она может быть падшей, грязной, алчущей славы, завистливых глаз, как душа жены Кудряша из книги «О мышах и людях». Эта женщина сборник пороков, а Стейнбек отлично изображает эти пороки, не прибегая к обильному описанию. В этом наверно ещё одно отличие. «Гроздья гнева» напротив наполнены сочными описаниями всего, что встречается на пути главных героев. Иссушенные летним зноем поля, пыльно-песочная дорога, убегающая вдаль, и старый потрепанный грузовик, который благодаря деталям легко проступает в воображении. В «О мышах и людях» такого разнообразия не встретить, но от этого книга не становится хуже, она просто другая, сотканная из обыденных диалогов людей, настоящих живых людей, которым не чужды эмоции. Отсутствие восковитости в людях – так я это про себя называю, когда типовых героев в книге не наблюдается, а есть простые, рядовые человеки, которых нельзя однозначно назвать грешниками или праведниками. Вообще тема греха в творчестве Стейнбека встречается неоднократно. Всё-то мелькают библейские отсылочки, где-то очевидные, как в книге «К востоку от Эдема», где-то нужно читать между строк. Здесь же мы видим, как вынужденный грех обращается в спасение ближнего своего. Всё в жизни людской не так прямо и просто, как хотелось бы. Мы привыкли вешать ярлыки, мол вот это добро, а вот это зло. Но поступок Джорджа кажется на первый взгляд типичным смертным грехом, если бы не обстоятельства. Однако самое страшное кроется в том, в адрес кого был обращен этот грех и что к нему привело. Концовка безусловно разрывает сердце. В процессе прочтения сживаешься с особенностями брата Джорджа Ленни, с его душевной чистотой, пусть и обедненной умом. Таков он есть, и Джордж вопреки своим маленьким мечтам, вопреки неприятностям, которые несет в себе Ленни, тянет за собой этот тяжкий крест. Небесного спасения за его труды не предвидится, одним своим решением Джордж по писанию божию перечеркнет всё. И во имя чего? Спасения Ленни? Защиты Ленни от мирской жестокости? Концовка остается открытой, будто автор дает шанс каждому решить самостоятельно, достоин ли Джордж прощения или же гореть ему в аду до скончания веков. Читается на одном дыхание. С первых же страниц томит в душе странное ощущение неизбежности, которую чует Джордж. По отношению к Ленни разум мечется между легким отвращением, желанием закрыть на недуг глаза и глубокой интуитивной завистью к душе, напрочь лишенной чего-то грязного по причине этого самого недуга. Невольно придется встать на место Джорджа и не раз подумать о том, как следовало поступить? И долго ещё будет помниться: «- У таких людей нет семьи. Они сперва малость подзаработают, а потом всё промотают. Они без роду, без племени, никто об них не заботится… - Другое дело – мы! – радостно подхватил Ленни. – Расскажи теперь про нас. Джордж помолчал. - Другое дело – мы, - сказал он. - Потому что… - Потому что у меня есть ты… - А у меня – ты. Мы с тобой всегда вместе, мы друг об друге заботимся!