Рельеф, некогда украшавший северную лестницу Ападаны в Персеполисе, является одним из самых значимых примеров ахеменидского искусства. На нем изображён царь, принимающий важного чиновника, который выполняет ритуал приветствия, известный как прострация. С обеих сторон стоят несколько фигур, создавая сцену величия и торжественности.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
У этого рельефа удивительная история. Изначально он был частью северной лестницы Ападаны, но позже его сняли и поместили в Казну. Именно здесь его обнаружили археологи, раскопавшие Персеполис. Они также нашли похожий рельеф, который когда-то украшал восточную лестницу. Причины, по которым эти рельефы были перемещены, до сих пор остаются загадкой. Сейчас северный рельеф находится в Национальном археологическом музее Тегерана, а восточный всё ещё хранится в Казне.
На рельефе изображён царь, сидящий на троне. Его часто называют Дарий Великий (правил 522-486 до н.э.), но на самом деле мы не можем быть уверены в этой идентификации. Древние народы Ближнего Востока не стремились к точным портретам, поэтому, возможно, лучше рассматривать человека на троне как абстрактный образ монарха.
С другой стороны, первоначальный рельеф, вероятно, был заказан Дарием, поэтому можно предположить, что это он. За царём стоит другой важный человек, наследный принц. Если принять, что царь — Дарий, то этот человек должен быть его сыном Ксерксом. Мужчина, приветствующий царя, вероятно, является управляющим дворца, Фарнаком. Он объявляет о прибытии данников, которые изображены на стене рядом с лестницей.
Некоторые учёные считают, что человек на троне — не абстрактный царь или Дарий Великий, а Ксеркс. Их аргумент заключается в том, что северные лестницы были построены при Ксерксе. С учётом того, что рельеф на восточной лестнице почти идентичен, эта теория кажется спорной, но она объясняет, почему рельефы были перенесены в Казну. Ксеркс был убит своими придворными, и некоторые из них были изображены на рельефе. Его сын и преемник Артаксеркс I не мог уничтожить портрет отца, но "наказал" убийц, убрав их изображения в Казну.
Так или иначе, человек на троне, которого мы будем продолжать называть Дарием, представлен как великий царь, и всё в рельефе указывает на его величие. Например, у него в руке цветок с приятным ароматом. Наследный принц — единственный, у кого есть такая же привилегия. Если это цветок лотоса, он может символизировать вечность: у цветка двенадцать лепестков, как месяцев в году.
Ноги царя не касаются земли. Из литературных источников, таких как биография Александра Великого, написанная Плутархом, мы знаем, что скамеечка была важным атрибутом. Кроме того, царь — единственный, кто сидит; он также больше по размеру, чем остальные. Его обувь лучше и изысканнее, чем у придворных. Перед царём стоят два штандарта, которые можно идентифицировать как курильницы, поскольку такие предметы действительно были найдены в лидийском городе Ушак в Турции. Опять же, приятный аромат сопровождал царя.
Величайшая дань уважения: великий царь — единственный, кто изображён со своим преемником. Наследование всех остальных зависело от воли царя — только правитель знал, кто станет его преемником. Наследный принц, с цветком в руке, указывает на своего отца и является самым высоким из всех стоящих фигур. Это может быть связано с официальным титулом наследного принца "матища", что означает "величайший" (после царя, разумеется). Если человек на троне — Дарий, то принц — Ксеркс, но их лица идентичны.
Так, Персеполис, с его великолепными рельефами, раскрывает перед нами историю величия и интриг древнего мира, где каждый элемент искусства был наполнен глубоким смыслом и символизмом.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.